В эти выходные, 15-16 июня, на акватории Невской губы состоялась Парусная регата «Кубок OrlovADesign & RedFox», которая проходила в Невской губе к западу от входного буя Петровского фарватера.
Прогноз погоды на 15.06 предполагал шторм с порывами до 20м/с, по порту Санкт-Петербург висело «штормовое предупреждение». Оргкомитет и судьи уточнили последовательность своих действий: при ветре до 13 м/с старт будет дан вовремя, если сильнее, старт откладывается на 2 часа, если за это время не стихнет, гонки отменяются. К счастью грозный циклон начал распадаться, в метеорологии это называется ОККЛЮЗИЯ. Утром 15 средний ветер 11 м/с избавил Организаторов от сомнений – регата состоится, старт будет дан вовремя.
По положению было заявлено по три гонки в день. Дистанции ставились петлями вокруг трех буев – по два круга для более быстрых парусников, стартовавших первыми, и по одному кругу для более медлительных, чтобы уравнять общий финиш, т.к. старт растянулся на 20 минут из-за того, что одновременно стартовало несколько классов яхт («Четвертьтонники», класс Santer 760, класс SB20 и Драконы).
В субботу погода для участников регаты была, образно говоря, не скучная. С самого утра на море слегка штормило. Периодически небо то оказывалось затянуто низкими облаками, то прояснялось, и тогда начинало светить яркое солнце, в лучах которого открывалась живописная картина: подпрыгивавшие на волнах белые парусники на фоне темных грозовых туч.
К началу третьей гонки с севера все же пришла большая туча с ливнем, и к брызгам волн через борт добавилась вода, лившаяся сверху, испытывая экипажи на прочность. Как только «четвертьтонники», стартовавшие первыми, пересекли стартовую линию, ветер вдруг резко стих, и сначала установился штиль, а потом подул легкий ветерок, но уже с другой стороны, так что всех развернуло налево. В итоге третья гонка, выражаясь парусным сленгом, получилась «трамвайной», и победили те, кто сразу выбрал левую сторону. Переводя на общедоступный язык, «трамвайная» гонка – это когда у лодок нет необходимости идти против ветра и делать повороты, т.е. менять галсы, и они выстраиваются одна за другой, а поскольку скоростные характеристики у них очень близкие, то одна яхта просто не может обогнать другую. Поэтому такие гонки обычно не интересны соревнующимся. Чтобы гонка не получилась «трамвайной», нужно правильно установить дистанцию относительно ветра.
Михаил Чайкин, главный судья соревнований, прокомментировал почему так вышло: «Стартовали с одними ветряными условиями, а потом ветер очень сильно поменял направление и задул с другой стороны, а дистанция осталась прежней. По хорошему мы должны были отменить старт и переставить дистанцию в соответствии с новыми ветровыми условиями, но в данной ситуации мы приняли решение не делать этого, потому что сильно ограничены во времени».
Да уж, останавливать гонку, чтобы переставить дистанцию, и начинать старт заново, когда снизу штормит, а сверху поливает ливень, это наверняка еще меньше пришлось бы всем по душе. Тем не менее, именно третья гонка в этот день стала самой непредсказуемой. В процессе нее ливень прекратился, снова выглянуло солнце и ветер неоднократно сменил направление, периодически переходя от штиля к легкому бризу и к очередным порывам.
Во второй день погода была практически такой же, что отнюдь не помешало лидерам сохранить свои лидерские позиции. Вообще, лидерам, как правило, ничего не мешает – ни погода, ни ветер, ни шторм, ни «трамвай».
Так например, Акула (Акула – это прозвище капитана яхты «Глобус», которого зовут Андрей Никандров) даже с порванным парусом во второй гонке умудрился прийти в лидерах. В промежутке между финишем и стартом третьей гонки, они заклеили парус, и в третьей гонке заняли каким-то образом заранее правильную выгодную сторону, так что «трамвай» им совсем не стал помехой, как и дырка в парусе.
Одна из судей, Аня Вавилова, прокомментировала это так:
– Сколько раз было – индивидуальный ветер, персонально господину Акуле. Он как будто его постоянно предугадывает, хотя всем рассказывает, что ничего не знает, что оно само получается, что он тихо едет туда, где есть ветер. «Я, – говорит, – не могу объяснить почему туда пошел. Я не могу объяснить, почему поменял паруса». Бывает спрашиваешь: «Почему ты поменял парус?» А в ответ: «Не знаю. Почувствовал».
Секрет этой интуиции раскрыл Сергей Язиков, рулевой и владелец яхты класса Дракон «Rus 78», обладатель кубка «OrlovADesign & RedFox» 2012 года, поделившись своим мнением за счет чего можно выиграть на таких коротких дистанциях:
– Здесь гоняются практически одинаковые яхты, они совсем одинаковые – разница в скорости хода у них ничтожна. Выигрывается, во-первых, за счет правильной установки парусов, при этом никакой теории по этому поводу никто не пытался писать, потому что ее невозможно вывести, нет правил, это все на ощупь: на глаз настраиваются паруса, правильные углы, правильные твисты под волновые условия, которые постоянно меняются, Во-вторых, за счет разницы в уровне действий экипажа при маневрах. Одна яхта может быстро повернуть не меняя скорости, другая при поворотах теряет скорость, и вот пожалуйста – 5-10 метров на каждом повороте, в итоге за гонку оказывается, что метров сто одна яхта потеряла относительно другой. Это уровень отрыва между первым и последним. 100 метров очень много в этой группе, потому что дистанция не большая. И в третьих, за счет того, что кто-то умеет понять ветер, ведь он не постоянный, он все время вправо-влево меняется, причем градусов на 5-10, и кто-то, либо заметил это вовремя, либо предугадал, потому что признаки изменения направления ветра существуют. Те кто нормально гоняется, они предугадывают изменения ветра и естественно выигрывают. Сам процесс управления яхтой очень простой. Через час объяснений на воде вы сможете плыть, но скорость будет отличаться от скорости такой же яхты, но у которой я буду за рулем, процентов на десять-двадцать, и в гонках вы не выиграете никогда.
— Яхту надо чувствовать, – добавила Аня Вавилова. – Например, на яхте Дракон с номером 23 капитаном идет Никита Брилиантов. До того, как сел на Дракона, он ходил на классе L6 и всегда приходил первым. А вот с Драконами у него пока не получается, хотя он на нем ходит уже второй или третий сезон.
Зато у Никиты другая военная тактика – у него получается взять наблюдательностью и внимательным изучением стартовой документации. Именно яхта 23 подала протест на 24-й номер за то, что те обогнули буй слева, а не справа, как было положено по правилу дистанции (Буинадобылоогибатьлевымбортом, сталобытьпроходитьсправаотбуя, – прим. ред.).
При разборе протеста судейской коллегией капитан яхты 24 объяснил это тем, что принял зеленый судейский флажок за левую дистанцию, как на европейских гонках. Но в гоночной инструкции «OrlovADesign & RedFox» было прописано, что красный флаг означал одну петлю, а зеленый – две. Количество, а не направление. Так что четвертым пунктом в тактику выигрыша можно добавить внимательность к документации, потому что яхта 24, к сожалению, была дисквалифицирована за неправильное прохождение дистанции.
И в заключение хочется сказать словами Сергея Язикова, что «OrlovADesign & RedFox» – это одна из регат, ставшая традиционной для питерских любителей парусного спорта, она, пожалуй, первая в сезоне, которая собирает достаточно большой флот и с каждым годом в ней принимает участие все больше яхт.