уллутау, ущелье адырсу, описание маршрутов, альпбазы, альпинистская тусовка
  

Альпбазы:

  Уллутау (погода)
  Узункол
  Безенги
  Дигория
  Цей
  Алибек
  Таймази
  Шхельда
  Алаудин
  Артуч
  Джайлык
  база   полезное   тусовка   фото   маршруты   форум
 [ искать ]
логин:

пароль:

запомнить    [вход]

Объявления:

Заказ и оформление пропусков в погранзону
Банковские реквизиты базы Уллутау
Расценки на базе УЛЛУТАУ в сезоне 2018
подробнее >>
Альпинистские маршруты
подробнее >>

Рекомендуем:

Библиотека:

А. А. Авакян. В ЦЕНТРЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА НАЙДЕН ДРЕВНИЙ СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Б.В.Беднов, С.В.Пономарев, ФиС 1985г.. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК
Феликс Кривин. Первая любовь
Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д.. По Дигорскому ущелью.
Затуловский Д., Красавин Л.. Дни на Памире

Последние сообщения на форуме:

09.08 17:16,  Hari Bol
Дорога есть?
06.07 22:35,  piekn
ищем попутчиков на 26...
07.09 18:10,  M.I.rise
Re: НС на Чот Чате
27.08 12:49,  Yacek
НС на Чот Чате
01.05 20:02,  Gazik722412
Приветствую всех!

Последние комментарии:

23.01 11:56,  M.I.rise
Заказ и оформление...
3 комментария
31.07 23:41,  srgmh
так ходят настоящие...
1 комментарий
24.11 23:03,  YSH
Альплагерю Уллу-тау -...
1 комментарий
01.05 18:56,  Gazik722412
Альбом 1
1 комментарий
10.01 18:46,  Сергей М.
хребет Адыр-Су. гора...
3 комментария
11.08 20:33,  Сергей М.
Уллу-Тау, август 2007г.
1 комментарий
21.06 23:50,  Sid_ov
ИЮЛЬ.ЖАРА. ДВА РЮКЗАКА,
1 комментарий
 
Ullutau.ru - экспорт новостей Экспорт новостей в формате RSS 2.0
Ullutau.ru - читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте
 

Наши друзья

 

Реклама:





Случайные фото

Изображение 256.jpg
Изображение 256.jpg
 Добавил Старый
Пик Шогенцукова
Пик Шогенцукова
 Добавил es128
Голландцы.jpg
Голландцы.jpg
 Добавил hant
 

Цей

О базе  |  Горы и Люди  |  Фото
Прайс ]  [ Контакты ] 
как добраться ] [ контакты ] [ стоимость проживания ]

СВЯЩЕННЫЙ РЕКОМ

В 3 км выше Нузала лежит урочище Цуал, в старой литературе и путеводителях именуемое урочищем св. Николая. Сейчас здесь находится поселок Бурон. От урочища Цуал на запад идет боковое ответвление Алагирского ущелья — Цейское ущелье. Автотрасса делает здесь крутой поворот и, минуя сланцевые осыпи и глинистые обрывы, серпантином вьется все выше и выше. Далеко внизу белеют домики Бурона, выше дороги появляются постройки селения Цей, и мы попадаем в сосновый лес, где девственный воздух настоен на аромате хвои и холодном дыхании ледника. Он виден в створе ущелья, и кажется, что до него рукой подать. Цейский ледник питает стремительный и холодный Цейдон, через который переброшен мост. На той стороне реки белеет палаточный городок турбазы, на этой, под сенью вековых сосен, у подножия скалистых вершин, приютились постройки дома отдыха. В старину Цейское ущелье называлось «Хуры-Ком» — «Солнечное ущелье», и это название справедливо — Цей по числу солнечных дней превосходит многие известные курорты Швейцарии.

Изумительно чистый воздух, обилие солнца, великолепные горные ландшафты, сосновый лес и покрытые цветами альпийские луга, близость и доступность ледников, интересные маршруты для горных восхождений создали Цею заслуженную славу. Но Цей известен не только красотой своей природы. Одна из жемчужин Цея — лучший на севере Кавказа памятник деревянного зодчества, знаменитое святилище Реком.

Реком построен на обширной зеленой поляне «Рекомы фаз» на левом берегу Цейлона; тропинка к нему ведет от дома отдыха и турбазы через сосновый лес. Поляна с севера обрамлена гранитными скалами, отшлифованными когда-то ледником, а на противоположном берегу Цейдона, против Рекома, высится угрюмая громада горы «Монах». Удивительным вкусом обладали древние мастера — здание очень удачно вписано в ландшафт ущелья, но особенно хорошо оно смотрится при подходе к нему со стороны дома отдыха — Реком как бы вырастает из земли на фоне темно-зеленого леса и сверкающих на солнце ледников, спускающихся с горы Уилпата.

Реком — это сруб, сложенный без гвоздей из толстых сосновых бревен толщиной до 30-35 см. О строительстве его существует старинная осетинская легенда: «В древние времена Уастырджи (св. Георгий) решил выстроить для осетин святилище из бревен, которые никогда не подвергались бы гниению. Таким свойством отличались деревья в лесу по ту сторону гор. Уастырджи приказал своим волам перевозить оттуда бревна через гору против Рекома, где ныне ледник. Арбы нагружались сами собою, и волы шли без проводника по назначенному пути. Сложив лес, волы вернулись к Уастырджи, и из бревен выстроился храм сам собою, без помощи человеческих рук». Так передает эту легенду о строительстве святилища из тисса выдающийся русский кавказовед академик В. Ф. Миллер[1]. Есть и другая народная версия о необычном возникновении Рекома. В нартском сказании о смерти Батраза говорится, что Реком возник из слезы, выроненной богом, когда он оплакивал гибель этого славного нартского богатыря.

Как видим, народ облек строительство святилища в фантастическую оболочку, связывая его с чудодействием. Это неудивительно — Реком был наиболее почитаемым общеосетинским дзуаром, привлекавшим в дни празднеств массу паломников. Он должен был иметь нереальное, поражающее воображение горцев происхождение.
Святилище Реком. Вид с запада.
Святилище Реком. Вид с запада.

Обойдем здание вокруг и рассмотрим его. Бревна положены в «обло», точно так, как в древности рубили избы на Руси. Фронтоны образованы из укорачивающихся по мере приближения к коньку рубленых бревен. Двускатная кровля сделана из досок. Система скрепления была недостаточно жесткой и прочной (гвоздей или железных скоб не применялось), поэтому кровля за 35 лет, прошедших со времени последней реставрации Рекома, успела основательно пострадать.

Очень интересная особенность здания, украшающая его и придающая Рекому неповторимый архитектурный облик,— два открытых навеса с северной и южной сторон. Навесы представляют собой продолжение крыши, поддерживаемое рядом фигурных деревянных колонн. Поверх колонн положена длинная балка, фиксирующая обрез крыши, а от верхней части колонн отходят длинные и слегка изогнутые резные навершия, имевшие не только декоративное, но и конструктивное назначение. Резные колонны и особенно их изящные навершия чрезвычайно колоритны и самобытны; никаких аналогий в архитектуре за пределами Цейского ущелья они не имеют.
Навес и резные столбы <br>с северной стороны Рекома
Навес и резные столбы
с северной стороны Рекома

Присмотревшись к навершйям колонн, мы видим на них резной орнамент в виде четырехлепестковой розетки и штриховки в косую клетку. Четырехлепеетковая розетка — один из излюбленных орнаментальных мотивов осетин при резьбе по дереву. Несомненно, и изогнутые навершия колонн связаны с осетинским народным искусством. В них трудно усмотреть «изображения голубей» или «вытянутую шею и голову верблюда с разинутой пастью», как это казалось археологу Л. П. Семенову и этнографу А. X. Магометову. Навершия эти прежде всего заставляют вспомнить ручку некоторых резных деревянных сосудов и изогнутую верхнюю часть (струнодержатель) осетинской народной арфы «фандыр», которая иногда бывала увенчана очень условно выполненной головой какого-то уже неопределимого животного. Во всяком случае, эта деталь декора Рекома представляется глубоко местной, уходящей в толщу осетинского прикладного искусства.
Вход в придел Рекома
Вход в придел Рекома

С западной и восточной сторон здание также имеет навесы, но не такие глубокие. Поддерживающие крышу балки вынесены далеко вперед и накрыты досками. Опорных колонн здесь не требовалось, благодаря чему здание в этих частях открыто.

Внутри Реком состоит из двух помещений — узкого и длинного придела с южной стороны и большого основного помещения — молельни. Последняя скупо освещается четырьмя узкими оконцами, расположенными во всех четырех стенах.

Вот как описывает интерьер Рекома В. Ф. Миллер: «Карниз здания украшен множеством турьих и оленьих рогов, вероятно, приношениями охотников. Сама часовня состоит из двух отделений: в первом мы заметили высокую кучу стрел всяких видов, второе, более обширное, есть собственно святилище. Вдоль алтарной стены идет широкая доска, вроде полки, уставленная всякими приношениями, накапливавшимися в течение многих лет. Тут вы видите железный шлем Ос-Богатара, глиняные чашки разной величины, фигуры барашков из глины, стеклянки, бусы, куски ваты и нити серебряной канители, галуны, две или три иконы и т. п. В часовне сыро и грязно; земляной пол влажен от дождя, проникающего сквозь окна без стекол и ветхую кровлю. Около низенькой двери, обитой железными гвоздями, стоит чашечка, наполненная деньгами разных времен — и грузинскими и русскими; чашка с серебром стоит снаружи, но никто никогда из опасения смерти не дерзнул бы украсть что-нибудь у Рекома»[2].

Сейчас от этих некогда обильных и накапливавшихся веками жертвоприношений остались лишь рога оленей и туров, сложенные главным образом на полках западной стены. Встречаются и целые черепа животных. Кроме того, что описал В. Ф. Миллер, Реком имел деревянный иконостас, развалившийся еще в XIX веке, и литой колокол с грузинской надписью 1680 года. Надпись гласит, что колокол подарен Рекому царем Георгием XI, а сам Реком в надписи назван «отцом святым земли осетинской, молитвенником Дигории и Двалетии» (т. е. Туалетии). Как видим, значение Рекома как главного святилища Осетии было хорошо известно в Грузии.

С западной стороны в придел ведет низкая дверь — одна из главных достопримечательностей Рекома. В. Ф. Миллер не обратил на нее должного внимания, а между тем она замечательна отделкой из искусно кованного железа. С внешней стороны это ажурные листы железа с двумя рядами ромбов и четырьмя рядами «георгиевских» крестов. В центре двери — большой квадрат с железным восьмиконечным крестом и петлей посередине. Доски двери видны только в этих ромбических и крестовидных вырезах, все остальное сплошь закрыто железом, прибитым множеством кованых гвоздей с широкими шляпками. Кроме этого, дверь усеяна свободно двигающимися железными колечками, при движении звеневшими об оковку двери. Надо думать, этот звон имел какой-то магический смысл.

Еще один восьмиконечный железный крест красуется над входом. Наличие их подтверждает старую гипотезу о том, что первоначально Реком был христианской церковью. Не о том ли свидетельствуют также иконостас, иконы, грузинский церковный колокол? Предания, записанные в XIX веке, рассказывают, что близ Рекома некогда существовал грузинский монастырь и что даже несколько местных осетинских фамилий происходят от грузинских монахов.

Войдем в придел и откроем вторую дверь, ведущую в основное помещение. И она обита коваными железными пластинами и множеством гвоздей и висячих колец. В центре крестовидная фигура с кольцом вместо ручки, рядом четырехконечный крест, а выше и ниже помещены изображения, поражающие археолога и любого, мало-мальски знающего старину Кавказа.

Это четыре скрещенных булавки, увенчанные схематичными бараньими рогами. Но ведь такие булавки были характерны для кобанской культуры и даже для северокавказской культуры эпохи бронзы — II тысячелетия до н. э.! Мотив бараньих рогов в прикладном искусстве Кобана — один из наиболее популярных, что могло быть связано как с развитым овцеводством, так и с существованием особого культа барана. Кстати , у осетин существует и сейчас культ барана «Фыры»; в селении Даргавс есть специальное святилище «Фыры дзуар», а глиняные фигурки баранов, находимые в святилищах ( в том числе и в Рекоме),— это жертвоприношения покровителю «Фыры».
Черепа жертвенных животных <br>на западной стене Рекома
Черепа жертвенных животных
на западной стене Рекома

Конечно, «кобанские» булавки на дверях Рекома не дают нам оснований думать, что это святилище было построено в 1 тысячелетии до н. э. Они органически связаны с такими поздними элементами, как христианские кресты, и одновременны им. Значит, в этих любопытнейших и весьма архаичных изображениях мы вправе усматривать сохранившиеся до средневековья мотивы мощного искусства древнего Кобана. С этой точки зрения декор дверей Рекома — очень редкое и синкретическое по своим истокам явление.

Когда был построен Реком и какова его история? Почему он сооружен из дерева, а не из камня? Эти вопросы поставлены учеными давно, но еще далеки от окончательного решения.

В 1936 году Реком реставрировал архитектор и художник И. П. Щеблыкин, а археолог Е. Г. Пчелина выполнила на его территории раскопки. Было найдено огромное, почти фантастическое количество предметов — свыше 11 тысяч! Сейчас они хранятся в Северо-Осетинском музее краеведения. В основном это довольно поздние железные наконечники стрел, есть литые бронзовые кресты, из которых один — складень-энколпион, возможно византийского производства, относится к раннему средневековью. Но есть и ряд предметов очень древних, связываемых с 1 тысячелетием до н. э. Видимо, опираясь на них, профессор Е. И. Крупнов считал, что святилище в этом месте функционировало уже в эпоху Кобанской культуры. Однако тут же возникает вопрос — не могли ли эти древнейшие предметы попасть в Реком во вторичном употреблении, когда были найдены местными жителями, скажем, при пахоте или земляных работах? Вполне могли, и в таком случае они не датируют начало святилища.

Если истоки этого знаменитого в Осетии дзуара пока скрыты во тьме, то о христианском периоде его истории можно говорить более уверенно, хотя и тут загадок немало. Попробуем обратить внимание на те обстоятельства, которые до сих пор оставались незамеченными.

Даже беглый осмотр Рекома убеждает нас в том, что придел и навесы с южной и северной сторон являются поздними пристройками. А что если мысленно убрать эти пристройки и оставить Реком таким, каким он был до их появления?

В таком случае в здании Рекома, освобожденном от поздних наслоений, нетрудно увидеть типичную для средневековой грузинской архитектуры небольшую однонефную базилику, но сложенную не из традиционного тесаного камня, а из дерева. На это указывают как западный и восточный фасады с фронтонами и узкими оконцами, так и построение плана Рекома. Здание ориентировано почти точно по линии запад — восток, то есть в соответствии с канонами церковного зодчества. Апсиды с восточной стороны нет — это вполне обычно для грузинских храмов, зачастую имевших апсиды, «утопленные» в толще восточной стены. Значит, алтарь Рекома некогда находился справа от входа, у восточной стены? Безусловно, это так, ибо именно в этой части помещения мы и сейчас можем видеть прикрепленный к поперечной балке деревянный резной антаблемент от исчезнувшего иконостаса.

А как быть тогда со входом, находящимся не в западной (как это бывает обычно), а в южной стене? Но это противоречие кажущееся. В грузинском зодчестве известны храмы с входом в южной стене. Три из них находятся в непосредственном соседстве с Цеем — храмы Тли и Зругский в Туалетии и Дзивгисская церковь в Куртатинском ущелье.

Как видим, грузинские истоки церкви Рекома проступают довольно отчетливо. Кажется, наш тезис о том, что это здание повторяет формы маленьких каменных базилик горной Грузии, находит подтверждение и в оформлении главного входа — в приделе. Над дверью придела в бревнах вырезаны три углубленных арочки, явно имитирующие арки или портал каменного храма. Конечно, это не случайность!

Горная Грузия дает и другие параллели Рекому. В Сванетии и горной Раче деревянные постройки — не редкость. И именно в этих районах можно указать жилые и хозяйственные сооружения из бревен, близко напоминающие Реком. Некоторые из них расположены в районе Они и недавно изданы этнографом Т. А. Очиаури; в Сванетии сходные дома изучены М. И. Чартолани. Но ведь нетрудно заметить, что горная Рача лежит по ту сторону Кавказского хребта и прилегает к Алагирскому ущелью с юга. Есть множество различных данных, говорящих о глубоких историко-культурных связях между Рачей и Осетией. Известно также, что еще в XIX веке грузины-рачинцы пользовались популярностью в Осетии как строители — об этом писал в одной из своих работ осетинский демократ и просветитель Алихан Ардасенов. И совершенно не исключено, что те же искусные мастера из Рачи по образу и подобию хорошо им знакомых грузинских церквушек и по заказу высшего духовенства Грузии соорудили в Цее деревянную церковь с иконостасом. Через некоторое время христианство в Цее заглохло, и церковь постепенно превратилась в языческое по сути святилище, лишь окрашенное налетом христианства. В таком виде оно дошло до наших дней.

Когда все это могло быть? Скорее всего, в XVII веке — об этом ярко свидетельствует уже упоминавшийся нами грузинский колокол. Кстати, связи Грузии с Осетией в XVII веке были очень активными.

Праздник Рекома устраивался в день Троицы в июне и продолжался неделю — от субботы до субботы. Поскольку Реком святилище мужское, женщины и дети в празднестве участвовать не могли. Мужчины, допущенные к жертвоприношениям в ограде Рекома, были обязаны входить туда босиком.
Осетинский котел для варки пива
Осетинский котел для варки пива

В жертву приносились обычно бараны и быки белой масти — «нывонд», заранее отобранные для этой цели и откормленные. Кроме того, многие приносили и посвящали Рекому жертвенные вещи — «мысайнагта»: различные предметы, серебряные деньги и прочее. Но войти во двор Рекома могли не все — пожертвования передавали у входа во двор специально избранным трем старикам, а те в свою очередь вручали приношения жрецу Рекома — «дзуарлагу». Только он имел право входа внутрь святилища.

В необыкновенно богатой и насыщенной стариной и колоритными фигурами этнографической жизни осетин личность жреца-дзуарлага была одной из важнейших. Мы уже отмечали, что святилищ в Осетии было множество. Есть общеосетинские, есть ущельные, наконец есть чисто местные святилища почти при каждом горном селении. Каждое святилище-дзуар имеет своего дзуарлага. Дзуарлагом обычно избирали наиболее мудрого и авторитетного старика, хранителя древних народных обычаев.
Барельеф работы С. М. Едзиева <br>у селения Кора-Урсдон
Барельеф работы С. М. Едзиева
у селения Кора-Урсдон

Влияние его на односельчан было велико. Можно представить себе, какой авторитет имел жрец Рекома — наиболее чтимого всеосетинского дзуара. Это был своего рода патриарх Осетии.

Во время праздничного пиршества — «кувда» — собравшиеся обращались к Рекому с молитвами и просьбами. Они поручали ему покровительствовать над скотом, сенокосами, пашнями, оберегать их от болезней и всяких прочих бед. Такие кувды в течение года происходили несколько раз по различным праздникам.

К кувдам обязательно готовили много пива — национального напитка осетин. Пиво — «баганы» — варили в громадных остродонных котлах, искусно склепанных из медных пластин и подвешивавшихся над огнем при помощи двух ручек. Пивоваренные котлы даже внешне очень архаичны и, наверное, имеют весьма глубокую традицию, уходящую в предшествующие эпохи. Это подтверждается сведениями этнографов о том, что осетины — единственный народ Северного Кавказа, изготовляющий пиво, и наличием в осетинском нартском эпосе сказания «Как появилось пиво». Хорошо сваренное осетинское пиво очень вкусно и приятно.
Скульптура работы С. М. Едзиева. <br>Северо-Осетинский художественный музей
Скульптура работы С. М. Едзиева.
Северо-Осетинский художественный музей

Частые предметы осетинского застолья — деревянные бокалы и чаши, иногда вырезанные очень искусно и представляющие самостоятельные произведения народного художественного творчества. Особенно затейливо мастера-резчики украшали ручки подобных сосудов, делая их в виде объемных фигур или голов животных. Непременно употребляются бокалы, вырезанные из рогов и украшенные нарезным орнаментом или серебряными обкладками с узором насечкой и чернью. Гостю преподносят наполненный пахучим пивом турий рог, который нельзя положить не выпив.

Заканчивая наш рассказ о Рекоме, коснемся еще раз его патрона — покровителя воинов и путников Уастырджи. Культ Уастырджи несомненно древний, и он не случайно получил столь широкую популярность в Осетии. Это естественно — поездки по узким горным тропам в соседние ущелья или селения, дальние путешествия через грандиозные хребты и ледяные перевалы были далеко не безопасным делом и не всегда кончались счастливым исходом. Вот почему, отправляясь в путь, осетин приносит жертву Уастырджи и просит его покровительства... А в условиях родового строя к опасностям природы присоединялись и иные опасности — за каждым поворотом тропы путника могла ждать пуля врага или кровника. В сознании горцев Уастырджи как охранитель укоренился настолько прочно, что и сейчас в ущельях и на перевалах можно видеть импровизированные дзуары в виде ящика для жертвенных денег и кучи пустых бутылок близ дороги.

Особо привлекательно святилище Уастырджи на склоне лесистой горы около села Кора-Урсдон. Здесь талантливый скульптор-самоучка С. М. Едзиев высек в огромном валуне целую барельефную сцену: Георгий Победоносец на белом коне поражает извивающегося дракона, выше Георгия три ангела с крыльями, а перед ним стоит, сложив руки, женщина в длинном платье. Барельефы раскрашены, благодаря чему художник достиг объединения скульптурных форм с цветом. Но самое примечательное: все действующие лица этой, казалось бы, религиозной сцены — типичные осетины.

Мы познакомились с Рекомом — святилищем мужчин. Но были ли у осетин женские святилища?

Одно из них находится в лесу между Рекомом и домом отдыха «Цей», недалеко от тропы. Называется это святилище Мады-Майрам дзуар — святилище св. Марии. Это сруб, подобный Рекому, но очень небольшой, высотой около 2 м и в плане квадратный. Стены положены в «обло» в пять венцов на каменном основании. Сверху — низкая двускатная крыша из досок. Единственный декоративный элемент Мады-Майрам — четыре таких же изогнутых навершия, какие мы видели на Рекоме. Они вставлены на стыке стен с крышей и «подпирают» ее, выполняя те же конструктивные функции. Навершия украшены резным узором, тождественным рекомскому,— косая штриховка и четырехлепестковые розетки. Совершенно очевидно, что Реком и Мады-Майрам в архитектурном и художественном отношении — ближайшие «родственники». Вероятно, и построены они в одну историческую эпоху.

Есть предположение, что в основе культа Мады-Майрам лежит древний языческий культ матери-богини, который был канонизирован и приспособлен христианским духовенством для своих целей в эпоху средневековья. Как бы там ни было, факт сочетания христианской формы с языческим содержанием и здесь налицо, ибо отправление культа Мады-Майрам носило чисто языческий характер: около этого и другого — девичьего — дзуаров женщины и девушки устраивали свои празднества, сюда приводили в день свадьбы молодую, здесь матери благословляли своих детей...

Мы уже говорили, что Реком (а с ним и Мады-Майрам) не имеют на Северном Кавказе никаких аналогий. Они не имеют их даже в самой Осетии: все осетинские святилища, как, впрочем, жилые и хозяйственные постройки, жилые и боевые башни, укрепления, склепы возведены из камня. Вот почему Реком и прилегающие к нему женское и девичье святилища составляют неповторимый и чрезвычайно колоритный исторический комплекс, привлекающий внимание тысяч туристов, ежегодно проходящих через волшебное ущелье Цея.


© В. А. КУЗНЕЦОВ. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ ИРИСТОН, http://www.iriston.com

Оглавление

Добавить комментарий

Чтобы оставить свой комментарий здесь, пожалуйста, войдите в систему

Комментарии пользователей

 


© ullutau.ru, 1998-2019

Использование материалов сайта разрешается только при наличии ссылки на ullutau.ru.


Рекламные ссылки:


По вопросам размещения рекламы пишите на