На небольшой живописной поляне никогда не зарастающей лесом, окруженной сосновым лесом и высокими горами, стоит средневековый памятник архитектуры — Реком. Он расположен в верхней части Цейского ущелья на высоте 1800 метров над уровнем моря, откуда открывается величественная панорама на Цейский и Сказский ледники.
Реком представляет собой бревенчатый сруб из целых бревен значительной толщины (от 25 до 30 см в. диаметре). Сруб покрыт низкой деревянной крышей, которая опускается широким навесом, поддерживаемым с двух сторон резными деревянными столбами. Столбы отличаются друг от друга по форме и увенчаны сверху художественно оформленными деревянными коньками, которые напоминают голову верблюда с вытянутой шеей. Причем коньки и балки, поддерживающие крышу, являются монолитными Г-образными деталями без скреплений. Мастер, по-видимому, придавал большое значение художественному исполнению коньков; он украсил их типичным осетинским орнаментом. Высокими художественными качествами исполнения коньков может восхищаться даже самый взыскательный художник.
Примечательной особенностью святилища Реком является постройка его без применения гвоздей и других железных деталей, традиционный для древности способ – обло (каждое следующее бревно подгонялось под выемку в предыдущем). Железо (погремушки, звоночки, узоры, оковки на дверях) употреблялось только для украшения.
Внутри на стене – полка с черепами жертвенных животных – оленей, баранов, туров. Тут же установлена деревянная чаша с монетами и бумажными деньгами. Осетинские воины когда-то оставляли в святилище сломанные стрелы и наконечники, в медных котлах варилось пиво для праздничных застолий и чествования горных духов. Перед сражением воины исполняли здесь обет братания – ломали две стрелы, после чего становились братьями по крови.
Считалось, что если оставить здесь какую-нибудь личную вещь, это принесет ее владельцу благосклонность богов. Данная традиция сохранилась и поныне. В наши дни святилище посещают обычно в большие осетинские праздники, например, в День рожденных за год мужчин – Кэхцгэнэн. А молодые люди поднимаются к Рекому перед уходом в армию. Говорят, исполняется многое из загаданного.
Немало легенд сложено о происхождении Рекома. По одной из них, главное божество этих мест – Уастырджи, покровитель путников, воинов, защитник слабых решил возвести для осетин святилище из вечного дерева – лиственницы. Но она росла на другом конце горного хребта. Тогда Бог приказал своим волам перебраться через ледник и привезти деревья. Рассказывают, что деревья сами падали в повозки, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На выбранном месте повозки сами опустошались, и чудесным образом на поляне вырос сруб.
Что касается датировки памятника, то некоторые относят его к кобанской культуре, процветавшей примерно за тысячу лет до нашей это. Но лихенометрический анализ (определение возраста по величине пятен лишайников на каменных глыбах или деревянных срубах) свидетельствует о том, что святилище не могло быть построено раньше XII века нашей эры. Тогда здесь простирался Цей-Сказский ледник. Возможно, его влияние ощущается до сих пор – полное отсутствие на поляне растительности.
По мнению некоторых ученых, храм Реком был построен грузинскими миссионерами, насаждавшими христианство. Такое предположение имеет под собой определенную основу. Из истории известно, что для привлечения в храм населения, грузинские миссионеры строили церкви охотнее всего на месте старых языческих святилищ. Так было и в Осетии. Реком в настоящем виде появился как христианская церковь на месте древнего капища.
Интересны по этому вопросу высказывания известного исследователя Кавказа В. Ф. Миллера. Он пишет: «Вероятно, как это часто бывало, христианские миссионеры освятили прежнее капище построением на его месте христианского храма; но вследствие слабого еще влияния христианства на осетин, языческий элемент пересилил: святой Георгий принял облик прежнего языческого бога и в настоящее время о христианском храме сохранилось лишь смутное воспоминание».
Об этом же говорит колокол из Рекома. На нем вырезана следующая грузинская надпись: «Мы Багратион, государя великого царя Шахнаваза сын, царь Георгий, пожертвовал колокол отцу святому земли осетинской молитвеннику Дигории и Двалетии, (за) наше здравие, нашу победу и удачливость и царства нашего преуспеяние».
Подобная надпись имеется и на колоколе соседнего Дзвгиского храма: «Мы, государь Грузии, царь царей, господин Георгий в Кроникон 371 пожертвовали колокол сей тебе святому Георгию Зиблисскому для нашего успеха. 1683».
При реставрации святилища Реком в 1972 г. были исследованы вырытые по периметру шурфы, которые показали от двадцати до пятидесяти сантиметров земляной слой, содержащий горелые остатки. Это говорит о том, что легенды о пожаре Рекома - реальность (мало того, пожар мог быть несколько раз), а значит легенда о сотворении храма Реком (по требованию самого Уастырджи) из не гниющего дерева Тис, привезенного из-за хребта, тоже реальность. Итак, как птица Феникс, храм Реком сгорал и вновь возрождался. В этом случае можно предположить о едва ли не полном изменении первоначального облика святилища. Но предание донесло, что одним из основных правил не только полной реконструкции, но и каждого ритуального ремонта (по одной из версии ритуальные ремонты проводились каждые 12 лет), было обязательно максимально точное воспроизведение заменяемого оригинала. В результате храм Реком донес до наших дней облик скифо-сарматской поры и представляет огромную историческую и художественную ценность.
В марте 1995 года храм-святилище Реком от удара молнии сгорел дотла, оставив после пожара три символических полуобгоревших столба. Храм был восстановлен. Древняя технология была соблюдена, правда, возводить строение пришлось из сосны – лиственница в наши дни в горах уже почти не встречается.