Несколько мыслей о спортивном альпинизме. Уллутавская школа |
|
Прикрепленные файлы
RvDAo1BD.jpg
О женщинах
Как инструктор я не любила девушек в отделении. С ними всегда возникали
какие-нибудь траблы. Капризы, истерики в самый неподходящий момент.
Отчасти в этом крылся мой негатив долгое время к женскому альпинизму в
целом. Но походив в двойке с тетками, посмотрев как и с какой
мотивацией мочат девчонки в Узунколе и даже организовав женские сборы,
я поняла, что девушки тоже бывают адекватны и серьезно мотивированы. Но
как только снова начала наблюдать смешанные составы, стали всплывать
все те же траблы.
В результате все больше напрашивается вывод, что серьезный спортивный альпинизм должен быть раздельным.
Пока альпинизм как отдых, как философия, как легкий фан и азарт и образ
времяпрепровождения, пока это тусовка – это естественно и физиологично,
когда все ходят и тусуют вместе. Тогда оба пола взаимно друг друга
дополняют и придают изюминку и пикантность ощущений.
Но как только ставятся серьезные спортивные цели, задачи и мотивации, то команда должна быть чисто мужская. Либо женская.
Присутствие женщины в мужской команде снижает дисциплину, вносит
разлагающий моральный дух фактор и отвлекает мужское внимание от
поставленных задач.
Мужской мозг заточен на абсолютную мобилизацию на поставленной цели.
Причем для него на первом месте командные интересы, как средство
наиболее эффективного достижения этой цели.
У женщин же превалируют личные желания и эмоции. Поэтому оказавшись в
мужской компании они для достижения собственных желаний начинают
воздействовать на мужиков бабскими методами. Что может приводить к
принятию неадекватных решений и к снижению безопасности.
У женщин помимо прочего отсутствует понятие дисциплины. В результате и
общая дисциплина в команде начинает хромать. Женщины действуют на
мужиков расслабляюще, причем это происходит незаметно, на уровне
подсознания.
Например, ночные посиделки в женском обществе, все эти хи-хи и ха-ха, а
на следующий день снижается моторика работы на маршруте и нарушается
концентрация внимания.
Когда же команда чисто женская, то опять же нет расслабляющего фактора
в виде мужиков. И у тех теток для которых альпинизм не способ
привлечения мужского внимания, а самоцель, у них происходит так же
полная мобилизация и концентрация на поставленной задаче и цели. И в
данном случае отсутствие чувства надежности в виде мужиков, повышенное
ощущение риска и опасности из-за отсутствие этой мужской подстраховки,
все это является само собой саморегулирующим фактором.
О спортивном альпинизме
Сейчас идут дебаты о том, что такое классический спортивный альпинизм.
БОльшая их часть строится на эмоциях, отсутствуют четкие формулировки.
Но для того, чтобы вести конструктивную полемику, оппоненты изначально должны договориться о понятиях.
Поскольку получается, что я тоже так или иначе затрагиваю темы
спортивного и неспортивного альпинизма, спортивной и неспортивной
команды, то озвучу свои понятия.
Спорт – это достижение какого-либо результата перекрывающего собой другие результаты.
Если человек бегает трусцой, не ставя для себя задачи пробежать
быстрее, чем кто-то или быстрее, чем в предыдущий раз, то это
физкультура. Если же для него важен не просто бег, как таковой, а
временной фактор или длинна дистанции, то есть результат, то это спорт.
Это применимо к любому виду спорта – легкая атлетика, конный спорт,
плаванье или такие командные виды спорта, как баскетбол или футбол, где
тоже важен результат – забить больше мячей, чем другая команда, а не
просто попинать мяч.
В данном контексте, рассуждая о спортивном альпинизме, надо подходить так же с точки зрения общих спортивных понятий.
Если люди идут на гору просто, чтобы идти на гору, вне зависимости от
сложности маршрута, то это образ жизни. Они могут дойти до вершины, а
могут пролезть техническую часть и спуститься вниз. Они не ставят цели
пролезть быстрее, пролезть без использования чего-то или в минимальном
командном составе, или еще с какими-нибудь ограничениями. То есть у них
нет цели добиться какого-то результата, перекрывающего другой результат
– в скорости, сложности, усложнении и ограничении трассы, минимизации
снаряжения и т.д. Когда интересен сам процесс восхождения, то альпинизм
не спорт, а хобби и увлечение.
И тут можно пить, курить, тусить всю ночь, а потом утром выйти на
маршрут или не выйти на него в зависимости от степени ночного отрыва.
Можно пройти стену за три дня, а можно висеть на ней неделю, если это
по кайфу. Можно набрать с собой вина, пива или женщин, смотря кому в
какой компании больше нравится расслабляться. В общем, получать
удовольствие от жизни всеми доступными способами.
Но как только ставится целью не просто пройти маршрут или подняться на
гору, а показать какой-либо результат – пройти быстрее, чем кто-то,
пройти в новом более сложном стиле, пройти там, где до этого было
сложно или невозможно пройти, то с этого момента речь уже идет об
альпинизме, как о спорте, вне зависимости от того, считается ли он
таковым или нет.
На том же Западе, где отвергается понятие спортивного альпинизма, но
как только ставится цель не просто пролезть «Нос» на ЭльКап, а пролезть
его за 2.30 вместо 2.45, то это уже спорт. Можно сколько угодно
отвергать терминологию, но понятия все равно остаются.
С этой точки зрения, если рассматривать самый спорный сейчас момент –
забеги на вершины, то они безусловно подпадают под понятие спортивного
альпинизма. Потому что на лицо две составляющих данного термина.
Альпинизм – это восхождение на вершину. Внутри этого понятия можно
делить его на технический альпинизм, высотный, скальный, ледовый и
т.д., но восхождение на любую вершину по любому классифицированному
маршруту – это уже есть альпинизм.
Забег на вершину – это достижение временнОго результата. Значит это спорт.
Поэтому скоростной забег на вершину с точки зрения общепринятых понятий – это спортивный альпинизм.
И надо не спорить о том, считать ли забеги спортивным альпинизмом,
вносить ли их в спортивные календари, присуждать ли за них мастерские
баллы и проч., а найти способы, как всего лишь разделить разные
дисциплины в альпинизме, то есть как разделить спортивный альпинизм на
различные дисциплины.
Как в том же конном спорте, где есть конкур, стипль-чез или гладкие
скачки, и это разные виды. Или в легкой атлетике, там вообще множество
различных дисциплин. Так и в альпинизме ввести отдельные дисциплины –
технические восхождения, высотные, скоростные забеги. И даже если со
стороны Росспорта их невозможно разнести и это все будут общие мастера
спорта по альпинизму, как те же ледолазы сейчас, то все равно ведь
внутри сообщества все прекрасно ориентируются и понимают кто в какой
дисциплине мастер спорта – в фанеро-ледо-лазании, в забегах или же в
технически сложных горах.
Тем более, что зачетные спортивные документы у всех разные.
Ну а для простоты общественно идентификации можно придумать систему
знаковых отличий и значков. Скажем «Мастер спорта по забегам на
вершины» или «Мастер спорта в техническом альпинизме». Это
приблизительная терминология просто для примера. Можно коллегиально
обсудить в ФАР и дать этим дисциплинам более четки формулировки.
И тогда, на мой взгляд, весь нынешний конфликт и столкновение оппозиций разрешатся сами собой.
Свобода – это внутренний закон
Но вернемся к спортивному альпинизму с чего началась данная статья.
Когда ставятся спортивные цели и мотивации, вне зависимости
соревнования это, забег или просто серьезный стенной проект, или же
тренировка к серьезному спортивному проекту, то тут уже должна быть
полная мобилизация и собранность, и не должно быть места всякому
расслабону в виде пива, женщин, нарушения режима и сна.
Уллутау и Джайлык – два соседних альплагеря в Адырсу, где я начала
заниматься альпинизмом. Человек подсознательно впитывает в себя
философию, взгляды и установки той школы и учителей, где он начал
какую-то свою деятельность.
Уллутау и Джайлык – два альплагеря в одном ущелье с абсолютно разной философией и школой.
Джайлык – это полная свобода, это альпинизм, как увлечение, как хобби,
как стиль жизни. Это посиделки до утра с гитарой, это летние романы и
флирт, это бочки браги и фляги спирта, это восхождения на грани фана,
где ресурсы организма безграничны, где нет ничего невозможного.
Уллутау – это железная дисциплина, жесткий спортивный режим, это
альпинизм, как спорт, как результат. Это отчисление из лагеря за
пьянство после отбоя, за курение, за секс и за прочие несовместимые со
спортивным режимом нарушения.
Уллутау и Джайлык – два альплагеря абсолютно противоположные по духу, как Анархия и Закон.
Я изначально была воспитанником Уллутау, но потом перешла в Джайлык, поскольку мой муж был выходцем Джайлыка.
Во мне смешалась философия обоих лагерей. Так же как внутри меня с самого рождения хаос и порядок сосуществуют вместе.
Чем меньше у человека внутренних ограничений, тем сильнее он нуждается в ограничениях правилами.
В Европе не существует, как у нас Правил, выпусков и Регламентов,
потому что в их менталитете собственная внутренняя ответственность
регулирует их деятельность в горах и их горовосхождения.
Для нас такой подход не приемлем. У нас отсутствие Правил приведет к полной анархии, где будут горы трупов.
С другой стороны, всегда когда есть правила, их хочется нарушить. И чем они жестче, тем сильнее противостояние им.
И в том же Уллутау несмотря на жесткий контроль дисциплины, все это
нарушалось. Так же по ночам по тихому пили, за мостиком лагеря курили и
проч.
Поэтому более эффективно не ужесточение ограничений, а обучение внутренней железной самодисциплине.
Сейчас у нас в команде наступил переломный момент. Заканчивается этот
доперворазрядный расслабон с пивом, кальяном, девочками. И начинается
мотивация на серьезные спортивные проекты.
С самого начала на всех сборах я допускала полную свободу в лучших
традициях выходцев Джайлыка. Железная дисциплина была только на
маршрутах.
Теперь во всем начинает превалировать уллутавская школа.
Но дисциплина из под палки, когда она только под жестким оком и
надзором тренера, когда она так и ждет ослабления этого надзора, чтобы
оторваться – это не есть правильно.
Должна быть внутренняя дисциплина. А внутренняя самодисциплина – это проявление силы воли. А ее необходимо тренировать.
– Ирин, ну у нас же сейчас просто тренировочные сборы, это ж не
соревнования. Вот будем участвовать в соревнованиях, тогда все будет
иначе – не будет ни пива, ни ночных посиделок – слышу я поначалу в
ответ на свои тактичные, но твердые попытки воздействовать как раз на
внутреннюю сознательность.
Но начинать мобилизоваться на соревнованиях или серьезных стенах уже
поздно. Тренировать дисциплину и внутреннюю собранность, как проявление
силы воли нужно именно на тренировочных сборах, в обычной повседневной
жизни, в обычных повседневных рутинных ситуациях.
Потому что как человек, живущий в двух измерениях – порядка и хаоса,
уверенно могу сказать, что именно тренированная сила воли помогает в
нужный момент за секунды мобилизоваться и из расслабленного состояния и
хаоса перейти в состояние абсолютной готовности.
Пиво, бардак на биваке и на кухне, хи-хи и ха-ха с девочками и ЧП на
маршруте на первый взгляд не взаимосвязанные между собой вещи. Но с
другой стороны любое ЧП – это целая цепочка взаимосвязанных между собой
и вытекающих одно из другого, образующих между собой
причинно-следственные связи, обстоятельств. И очень большую роль во
всей этой цепочке играет нарушение внутренней концентрации и внутренней
собранности.
А расхлябанность в быту, не умение отдыхать так, чтобы при этом быть
внутренне собранным, ведет к общей не собранности и рассеянности на
маршруте.
С другой стороны, умение как раз во всю кутить, веселиться и
отрываться, сохраняя при этом собранность, как у зверя, который даже в
расслабленном состоянии в любой момент готов к прыжку – это умение
самоорганизовывать себя. А самоорганизованность и способность
отказаться от пива, от сигарет и прочих желаний – это тренировка
внутренней силы воли.
А именно сила воли и помогает добиться серьезных результатов.
И самый большой результат, из всех достижимых в альпинизме – это остаться в живых.
PS. Поскольку к сборам нашей команды регулярно присоединяются люди
извне, то чтобы не было недоразумений, я сочла нужным начать озвучивать
некоторые правила.
У нас на сборах на маршрутах запрещено курить. И вообще курение очень
сильно не приветствуется. Свободно можно курить только трубку. Потому
что трубка – это некий самоорганизующий процесс, так как ее не покуришь
каждые пять минут.
И отныне так же жесткий мораторий на пиво до окончания сборов. Потому
что пивной алкоголизм приобретает все более серьезные масштабы в
альпинистском сообществе. А пиво, в отличие от остальных спиртных
напитков, не всасывается в кровь, а сразу попадает в клетки мозга и
разрушает их. Именно поэтому его воздействие на организм так
разрушительно.
Так что пить на наших сборах можно только вино или коньяк в целях снятия излишнего перевозбуждения после нагрузки на маршруте.
Вступать в полемику с курильщиками и любителями пива о том правильны ли
подобные запреты, я не намерена. Во всем существуют определенные
правила игры – ты их либо принимаешь, либо нет. Тем более, что сейчас
масса альтернативных вариантов, где, как и с кем ходить, не отстаивая
свою правоту.
В общем, пройдя определенный путь в альпинизме, я прихожу сознательно к
рациональности суровой школы Порохни, когда речь идет о спортивном
альпинизме.
|