Описание маршрута:
Исходным пунктом для восхождения является скальный выступ Хицан, расположенный в верхней части левой ветви л. Уллу-Тау под перевалом Гарваш. Пересечение ледника от Хицана к скальной стене, будучи технически элементарно простым, представляет на протяжении 200 м определенную лавинную опасность. Часть маршрута между Хицаном и северо-западным склоном представляет цирк, заполненный ледником, берущим свое начало под ледовыми сбросами Уллу-Тау-Чана. Северо-западный склон-доска является орфографически правой границей описанного цирка (кулуара).
Этот склон-доска обрывается в кулуар на всем его протяжении скальной стеной высотой 120-150 м. Нижняя половина стены, образующая правый борт цирка, отвесна и заглажена.
Верхняя половина характеризуется черепицеобразным строением. Стена прорезана рядом крутых и узких кулуаров-желобов. Подавляющее число этих кулуаров либо обрывается в нижнее части отвесами, либо не доходит до верха стены и упирается в нависающие скалы. Те же из них, которые прорезают стену на всю высоту, являются основными путями падения камней и имеют на своем протяжении по несколько отвесных труднопроходимых ступеней.
Прямо напротив Хицана один из таких кулуаров прорезает на протяжении 60 м нижнюю отвесную половину стены и упирается в средней ее части в нависающий внутренний угол.
По этому кулуару и осуществляется выход к основанию снежно-ледового склона-доски. Нижняя устьевая ступень этого кулуара высотой около 10-15 м представляет собой сильно разрушенные, относительно несложные скальные блоки, требующие внимания и осторожности в отношении их прочности.
На протяжении следующих 10 м дно кулуара представляет собой мокрый узкий и крутой, но не сложный желоб, плохо защищенный от возможных компонентов. В нижней и верхней части этого желоба имеются выступы, которые могут быть использованы в качестве укрытий. Правый (орог) борт кулуара на всем протяжении отвесен и завершается в верхней части скальным мысом с башенкой.
Левый борт также отвесен, но в верхней части вблизи от внутреннего угла отвес этот расчленен расщелиной и не превышает по высоте 6-10 м.
После преодоления отвеса на протяжении 20 м тянется участок очень трудных крутых зализанных плитообразных скал, представляющих ограниченную возможность для крючьевой страховки. Дальнейший 30 м участок подъема легче и положе, состоит из более расчлененных скал и постепенно переходит в осыпь, окаймляющую снежно-ледовый склон. Путь от Хицана до этого пункта занимает 2,5-3 часа. Здесь организуется ночевка. От полосы осыпи и разрушенных скал внизу, до гребня Уллу-Тау тянется снежно-ледовый склон протяженностью около 800 м с перепадом высот до 600 м. С подъемом крутизна возрастает от 35 до 55°. Нижняя половина склона (450-500 м) с крутизной 35-45° однообразна и характерна отсутствием каких-либо скальных выступов, островков или особенностей снежного рельефа. Верхняя часть (300-350 м) отличается большей крутизной 44-55° и разнообразием поверхности. Склон перестает быть чисто снежно-ледовым и превращается в комбинированный. Скалы черепицеобразные, исключено наличие площадок, хотя бы для короткого отдыха или страховки.
При наличии неуплотненного снега – весь склон исключительно лавиноопасен.
Направление движения по нижней части склона прямо вверх и по скальным порожкам, расположенным несколько левее неявно выраженного кулуара – языка. По верхней части склона подъем осуществляется по комбинированному левому склону с выходом на неявно выраженный плоский контрфорс – кант, ограничивающий северо-западный склон с востока.
На всем протяжении маршрута лишь 50-60 м в нижней части склона могут быть пройдены без крюковой страховки, затем до самого гребня движение осуществляется только при условии попеременной страховки. В верхней части склона при неблагоприятном состоянии снега возможна страховка через скальные крючья. В зависимости от состояния ледово-снежного склона время его прохождения может колебаться от 8 до 12 часов. Для страховки на этом участке маршрута требуется забивка 35-40 шт. ледовых крючьев и 5-10 скальных.
От выхода на гребень начинается известный маршрут траверс Уллу-Тау.
После выхода на гребень Уллу-Тау с седловинки спускаемся на юг и на расстоянии 2-х веревок от гребня траверсируем склон по скальным полкам. Направление движения при траверсе на два жандарма в рыжем контрфорсе, отходящим на юг от гребня западного «утюга». После выходы на жандармы организуется ночевка. От седловины до ночевки 2-3 часа. С места ночевки выходим на гребень под «Ромб», который преодолеваем «в лоб». С перемычки после «Ромба» по полкам выходим на «утюг» (справа по ходу). После «утюга» путь все время идет по гребню. Проходим Главную и Восточную вершину. Путь из-под «Ромба» до Восточной вершины занимает 5 часов.
С Восточной вершины, траверсируя гребень, спускаемся к Местийскому перевалу.
Спуск с перевала до первой марены по снегу занимает 20 мин. Но маренах организуется ночевка. Дальнейший путь до лагеря Уллу-Тау занимает 2-3 часа.
Описание спуска с в. Восточной Уллу-Тау-Чана на Местийский перевал.
Спуск с в. Уллу-Тау-Чана идет в обход острого жандарма на гребне справа по ходу и далее по гребню приводит на снежную перемычку с нависающим на север карнизам.
Поднимаемся с перемычки по гребню и двигаемся до характерного контрфорса, уходящего на юг вниз. Спускаемся по нему до места, где он обрывается отвесными стенами на юг и делаем 20-ти метровый спортивный спуск в осыпную мульду справа по ходу. Далее по полочкам горизонтальным траверсом выходим на снежную перемычку под стеной.
Жандармы, носящие название «Огурцов» обходятся горизонтальным траверсом с юга. Дальнейший путь проходит по снежному гребню и осыпным скалам южной строны гребня и приводит к Местийскому перевалу.