уллутау, ущелье адырсу, описание маршрутов, альпбазы, альпинистская тусовка

Старая версия сайта

Алаудин
  Артуч
  Джайлык
  база   полезное   тусовка   фото   маршруты   форум
 [ искать ]
логин:

пароль:

запомнить    [вход]

Объявления:

Заказ и оформление пропусков в погранзону
ПРОГРАММЫ ПО АЛЬПИНИЗМУ НА 2022 ГОД
Банковские реквизиты базы Уллутау
РАСЦЕНКИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В УЛЛУ-ТАУ. 2023г.
подробнее >>

Рекомендуем:

Библиотека:

А. А. Авакян. В ЦЕНТРЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА НАЙДЕН ДРЕВНИЙ СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Б.В.Беднов, С.В.Пономарев, ФиС 1985г.. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК
Феликс Кривин. Первая любовь
Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д.. По Дигорскому ущелью.
Затуловский Д., Красавин Л.. Дни на Памире

21.06 19:50,  Sid_ov
ИЮЛЬ.ЖАРА. ДВА РЮКЗАКА,

Ullutau.ru - экспорт новостей Экспорт новостей в формате RSS 2.0
Ullutau.ru - читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте

Наши друзья

2А-2Б ] [ 3А-3Б ] [ 4А-4Б ] [ 5А-5Б ] [ 6А-6Б ]
комбинированный ] [ скальный ] [ снежно-ледовый ]
О маршруте  |  Фото
Уллутау ] [ Узункол ] [ Безенги ] [ Дигория ] [ Цей ] [ Алибек ] [ Таймази ] [ Шхельда ] [ Алаудин ] [ Артуч ] [ Джайлык ]
Классификатор альпинистских маршрутов ]

маршруты -> Европа -> Кавказ -> Центральный Кавказ -> Адыл Су -> Шхельда

Шхельда-Тау Восточная с севера, комбинированный, 5А

Фотографии маршрута

Описание и фотографии вершины Шхельда

Описание маршрута:

От КСП по левому берегу р. Шхельда поднимаемся до языка ледника Шхельда; далее по морене, держась правой стороны ледника Шхельда по ходу движения, до приюта Аристова. От приюта движение продолжается в направлении Ушбинского перевала до «немецких ночевок».

2 день. С приюта «немецкие ночевки» маршрут идет через Шхельдинский ледник в снежный кулуар до первых ледовых трещин, где сворачиваем вправо по ходу на скалы в отчетливо выраженный кулуар, выводящий на гребень левого контрфорса. Здесь контрольный тур. От бивуака до тура 1 час. Далее путь по скалам средней трудности (5 веревок) до снежного пояса, пересекающего весь контрфорс. Единственно сложное место – плиты при выходе на пояс проходятся зигзагом слева направо на край плиты. Страховка через выступы. Далее путь идет справа по ходу в обход гребня левого контрфорса, не выходя на скалы гребня. Первый снежный залив пересекается. Во второй заходим и, огибая скальный остров, выходим на первую скальную стену, пересекающую кулуар. По стене выходим прямо вверх (1 веревка). Очередное снежное поле (второе по счету) подводит ко второй скальной стене (1 веревка). Скалы средней трудности и далее снежное поле (2 веревки). Последняя скальная стенка 40 м крутизной 45-80° проходится чуть левее мокрых скал, хотя в этом месте течет вода, шуршат лавины и иногда идет лед. Уходить влево по желобам и стенам не рекомендуется. Сложное лазание занимает 3-4 часа. Выйдя вверх скальной стенки, уходим из опасного места вправо на скальный гребешок. Несложное лазание по разрушенным скалам. Далее по снежному полю, опасаясь лавин, идущих правее желобов, подходим под скальную стенку – место соединения двух контрфорсов. Огибая ее слева, выходим на гребень нового контрфорса в районе большого карниза. В разрыве между скалами и карнизом по левому желобу (1 веревка). До этого места от контрольного тура 5-7 часов. Далее выбираем путь в направлении «окна» на перемычке по левой стороне объединенного контрфорса по снегу и скалам кулуара (основное правило - при хождении в кулуаре – не заходить – камне и лавиноопасно). На гребень не выходить – стены с перемычкой труднопроходимы. Прямо под перемычкой – обледенелый кулуар-камин, левее – плитообразная стена, соединяющаяся с перемычкой снежным гребешком. На эти плиты лучше не выходить. В левой их части можно вбить крюк в качестве ИТО. Протяженность трудного лазания 10 м. Стенка приближается к отвесу. Далее 2 веревки по плитам до снежного гребешка (карнизы в обе стороны на гребешке). Стена перемычки (около 2 веревок по высоте и 3 веревок по длине) проходится справа по отслоившимся камням (страховка под стеной через камень). Затем по пологому камину, обледенелому в верхней части, выходим на перемычку. Весь рабочий день 16 часов. На перемычке есть площадки для бивуаков.

3 день. Далее путь начинается сложным лазанием по обледенелым скалам справа по ходу по узкой скальной полке (1 веревка). Выход на вершину имеет 2 варианта.
1 вариант. Слева направо в вершинной гребне идут, понижаясь взлеты, между ними провалы ( в виде перемычек). От снега вверх идет двойной ледовый кулуар с вкраплениями скал. Через 2 веревки кулуар заканчивается стеной рыжих скал. Если уйти вправо, то потом по легким скалам (1 веревка) можно выйти справа в крайний провал и далее по гребню выход на вершину. Если уйти влево, то поднимаясь по расщелине в рыжий пояс, попадаем в ледовый желоб, выводящий в левый крайний провал (1 веревка). Лазание здесь сложное вдоль желоба, крючья через 2-5 м.
2 вариант. Можно идти не по двойному кулуару, а слева по скалам, как идут многие при траверсе Шхельды. Тогда встречаются сложные стены, камин с выступающими камнями (пробка). Время на преодоление увеличивается от 2 до 4 часов. Категория сложности от 3А до 5А (этим вариантом пользоваться не рекомендуется).
Вершина в двух веревках от левого провала. Спуск идет по гребню по разрушенным скалам. Дюльфер в обход столообразного жандарма, справа выход или траверс следующего жандарма (площадка для ночевки). Далее спуск по гребню, затем влево по ходу второй дюльфер, два спуска, наклонные вправо по ходу (в направлении длинной скальной террасы). После одной веревки несложного лазания спуск в кулуар под «петухом», последний отдельно стоящий жандарм на гребне вершины. Под «петухом» есть две площадки.

4 день. От «петуха» по кулуару (вправо по ходу от гребня) и по скалам 4 веревки, выходим на перемычку. Далее по снежно-ледовому кулуару (25-40°), проходя между скальными островами, забирая больше влево, подходим к скальному сбросу над ледником, пересекающим кулуар. Спуск дюльфером на Южно-Шхельдинский ледник. Далее через Ушбинский ледопад возвращаемся на КСП.

Внимание: если вы заметили ошибку в описании маршрута или у вас возникли дополнения или замечания, пожалуйста, высказывайтесь в комментариях ниже или напишите об этом администратору сайта