Описание составлено по материалам из учебной части а/л Уллутау.
Описание маршрута:
Вершина Адыр-Су находятся в северном Адырском отроге Главного Кавказского Хребта (Г.К.Х.). На северо-восток от в. Адыр-Су находится в. Ору-Баши, к югу Сары-Кол-Баши находящаяся в Г.К. Х. От верига отходят три гребня : Северо-Восточный - к перевалу Голубева (3764 м.), Южный - к перевалу Грановского (3950 м.) и Северо-Западный, идущий к пику Азот; и три контрфорса: Восточный, Юго-3ападннй и Западный. На север с вершины спускается ледник Юж. Южном-Су, на юго-западе расположен ледник Адыр-Су и на востоке ледник Башиль. Северо-восточный гребень, по которому совершается восхождение, представляет собой длинный, сильно расчленённый комбинированный гребень с отвесными, высокими, острыми и крутыми "жандармами", разделяющимися перемычками. Скалы, в основном, плитообразного строения, сильно заснеженные, местами обледенелые. Количество мест, пригодных для ночёвок на маршруте весьма ограниченно. В хорошую погоду гребень можно пройти с двумя ночёвками, Воды на маршруте нет. При подъёме иметь 10-12 скальных и 4-5 ледовых крючьев.
Особо трудные места: об ход " жандарма" №4; выход со снежного гребешка по расщелине на скалы "Жандарма"№5 и подъем по заснеженным обледенелым платам на вершину "жандарма" №5; подъем на "жандарма" №10; подъём на подвершинный взлет "жандармов" №11, 12, 13.
От а/л "Джайлык" путь идет по ущелью Куллумкол до ледника Юном-Су, в верховье которого находится перевал Голубева. Правее его расположен ложный перевал, с которого и начинается движение по гребню к вершине. От а/л 5-6 часов. С ложного перевала первые два "жандарма" простые, они преодолеваются прямо в лоб, обводя самую вершину справа. Между 1 и 2 - скальная перемычка с сыпучи ми, ломкими скалами. Дальше 2 и 3 связаны между собой снежной перемычкой 60 м. с небольшим карнизом на восток: она постепенно усложняется и переходит в крутые ломкие скалы 3-го. Его скалы покрыты снегом. Подниматься по ним надо осторожно с тщательной страховкой. Сама вершина обходится справа, при этом надо выходить на слабовыраженное плечо западного контрфорса, а дальше вверх по снежнику. Спускаться по гребешку в стенке 5-7 м. на перемычку перед 4-ым. С перевала до перемычки 2 часа. Между 3 и 4 острый снежный гребень, метров 50, постепенно усложняющийся и переходящий в отвесные скалы 4-го, который обходится у основания справа по кромке льда м скал. Скалы зализанные с малым количеством трещин: лед покрыт тонкой коркой фирна: крутизна до 60°. Путь обхода приблизительно 90 м. и занимает 4-5 часов. Здесь обязательно применение крючьевой страховки, частично на скалах, частично на льду склона. От основанья 4-го до 5-го ведет острый cнежный гребешок, круто поднимающийся вверх к 5-му. Под 4-ым между снежным надувом и скальным выступом имеется площадка для ночевки. Выход на 5-ый производится прямо со снежного гребешка по скальной расщелине и далее по плитам. Скалы представляют собой монолитные плиты крутизной 45-50°, которые частично покрыты фирновым снегом, частично обледенелые; встречаются вмерзшие отдельные камни. Скалы прочные, выше средней трудности, а также отдельные участки плит, требующие крючьевой страховки -3 часа. На вершине хорошая площадка для ночевок.
С 5-го следует опуститься по осыпной полке на снежную перемычку, ведущую к 7-му. При этом 6-ой остаётся несколько в стороне, слева. Выход на 7-ой прост. Спуск на перемычку между 7 в 8 производится по крутому снежнику 30-40 м. На перемычке можно организовать ночевку. 8-ой не следует обходить по осыпи слева, он преодолевается в лоб по скалам. Спуск производится по плате с расщелиной влево, далее траверсом вправо по снегу и вниз к перемычке: все время с попеременной страховкой. С вершины 8-го до пермычки 60 м. От 5-го до 9-ГО - 1 час. Между 8 и 9 острый снежный гребень, с которого простой выход на 9-ый прямо по крутому овальному гребню, сложенному из монолитных нетрудных скал. С перемычки просматривается путь в обход 9-го по полочкам, но они кончаются отвесной стенкой. Выход же на "жандарм" кажется сложным и опасным, но на самом деле прост. С вершины 9-го отходит гребень-контрфорс на юго-восток, состоящий из гладких, зализанных плит. Спуск следует производить в сторону основного гребня по плате метров через 5. Здесь забит старый крюк с петлей, ниже ещё 2 крюка. От верхнего крюка вниз идет небольшая расщелина. и далее гладкие ровные плиты с горизонтальными трещинами. Спуск от крюка до перемычки 15 м. производится бедренно-плачевым способом. Проходится за 1,5 часа.
Перемычка между 9 и 10 снежная, с надувами, есть место для организации ночевки. Снежный гребень круто поднимается вверх переходя в смерзшуюся осыпь 10-го, частично закрытую фирновым снегом (скала разрушена, крутизна до 45°, требуется тщательная страховка). Стенка 10-го преодолевается в правой части, по расщелине высотой 2 м. Д алее путь на вершину 25-30 м. предоставляет собой заснеженные обледенелые плиты с малым количеством зацепов (выше выхода из ущелья, в 4-х метрах чуть влево забит старый крюк). Выход на самую вершину 10-го положе и проще (10 м. по полочкам). При всем подъеме необходима тщательная крючьевая страховка. Спуск с вершины на перемычку перед скальной "пилой" производится по наклонной расчлененной плите. Проходится за 1,5 часа, "Пила" представляет собой сильно расчлененный скальный гребень, состояний из 6-ти небольших "жандармов", которые преодолеваются в лоб. После 10-го перемычка2 м с мелкой осыпью под снежным надувом, пригодная для ночевки. Далее путь идёт по гребню "пилы" 30 м. до отвеса стены 15-18 м. с которой спускаются дюльфером на осыпь восточной стороны гребня. Здесь имеется хорошая разработанная площадка для ночевки. Следующий "зуб-пила" после осыпной перемычки преодолевается прямо в лоб с крючьевым охранением, спуск с вершины дюльфером.