К сожалению, советские времена миновали и с транспортом в этих местах стало плохо. Рейсового транспорта нет совсем и его нужно заказывать заранее.
Мы предлагаем (и используем) как минимум два варианта: через Самарканд и Ходжент.
2.1. Самарканд
2.1.1. Добирательство до Самарканда.
В Самарканд нынче можно добраться прямым рейсом Узбекских Авиалиний из Москвы. Точное расписание определяется в апреле. Обычно летом рейсы летают два раза в неделю, что достаточно удобно для планирования путешествия. К тому же стоимость перелета сравнительно невысока. В 2004 году мы брали билеты на группу по 278 долл. в обе стороны. Для индивидуалов – 293 долл. в обе стороны.
Конечно, такой вариант предполагает как заезд из Самарканда, так и выезд из него же, так как билет только в одну сторону стоит дороже.
Осенью 2005 года восстановлен поезд Москва-Душанбе. Смотрите расписание Казанского вокзала.
Кроме как самолетом в Самарканд можно добраться из Ташкента, в который ходит поезд из Москвы.
Но даже при невысокой стоимости проезда в поезде простой расчет показывает, что самолетом до Самарканда значительно более экономически выгоднее, так как много съедается в поезде и дополнительно надо добираться их Ташкента в Самарканд. Поезд можно использовать для перевозки "грузов", так как транспортировка "перевеса" в самолете дорога (1.6 долл за кг свыше 20 кг бесплатных). С грузом может отправляться два-три человека из группы.
2.1.2. Проживание в Самарканде.
В Самарканде действует альпинистская база "Артуч", что рядом с аэропортом и автовокзалом. Правда, определение "альпинистская" осталось только исторически и очень условно. На данный момент это просто база очень дешевого размещения для туристов, которым не важен комфорт, а более существенен материальный аспект. В 2005 году размещение стоило 5$ за ночь в комнатах, а поставить палатку на территории базы - 2$ в сутки с человека. Когда-то были полати с навесом, где можно просто спальники расстелить, на свежем воздухе. Теперь все цивильно, - туалет в кафеле. А к концу лета – на базе есть собственный виноград! От аэропорта – пять минут ходьбы, от автовокзала – одна минута ползком.
Конечно, в Самарканде есть более приличные варианты проживания: гостиницы разного уровня, а так же так называемые B&B (bed&breakfast) - частные гостиницы очень хорошего уровня и не очень дорого (15-20долл с чел за ночь). Летом их надо заказывать заранее. Если вам хочется до или, что более логично, после походов-восхождений отдохнуть в приличных, нормальных, человеческих условиях – выбирайте B&B и не ошибетесь.
2.1.3. Доставка в горы из Самарканда.
Доставка в горы из Самарканда состоит из двух этапов. Самаркандский ("узбекский") транспорт забирает группу с грузом и везет к Узбекско - Таджикской границе. После прохождения пограничных формальностей (см ниже), группу принимает "таджикский" транспорт и везет в горы.
На таджикской стороне хороший транспорт, способный добраться в горы, найти достаточно сложно. Мы используем типа Урал с “вахтовкой”, автобус, КАМАЗ, для малых групп УАЗ. К сожалению, задержки в дороге из-за поломок вполне нормальны, техника вся изношена, к этому надо быть готовым.
Граница проходит рядом с городом Пенджикент, где делается остановка для покупки продуктов на базаре.
Дорога идет по долине реки Зеравшан, долина постепенно сужается и превращается в ущелье, ограниченное с севера Туркестанским, а с юга Зеравшанским хребтами.
Для того чтобы попасть в МАТЦ "Вертикаль-Алаудин", надо ехать до города Айни, административного центра Айнинского района, где возможна остановка на обед, и далее дорога сворачивает в сторону Душанбе на юг по реке Фандарья (левый приток р. Зеравшан), и через 30 км поворачивает на восток по реке Пасруд через селения Пасруд и Маргузор (последнее селение в долине). Вдоль реки Пасруд проходит настоящая горная дорога, где может пройти только полноприводный транспорт из-за нескольких крутых участков, 30 км, и дорога приводит непосредственно к МАТЦ "Алаудин", где группу ждет чай-лепешка.
Общее "ходовое" время Самарканд - Алаудин примерно 8-9 часов, но нужно закладывать целый день в пути, так как реальное время зависит от быстроты прохождения границы, времени на базаре, состояния дороги, транспорта и т.д. Да и просто "азиатский" фактор – "в жару НЕ торопись" – играет немаловажную роль.
2.2. Через Ходжент
Вариант доставки через Ходжент (Худжант, Худжент, бывший Ленинабад) удобен тем, что не приходится пересекать Узбекско - Таджикскую границу. Однако,…
2.2.1. Добирательство до Ходжента
Раньше ходил поезд Волгоград-Андижан, проходящий через станцию Ленинабад. К сожалению, сейчас этого поезда нет и "по земле" добираться из Москвы достаточно трудно. В 2004 был поезд из Саратова… Но каждый раз нужно уточнять. Поэтому единственный вариант – на самолете Таджикских авиалиний Москва - Ходжент - Москва. Летом рейсы производятся три-четыре раза в неделю, но всегда надо уточнять расписание на конкретные даты, так как оно "оперативно" может меняться.
2.2.2. Доставка в горы из Ходжента.
Транспорт встречает группу в аэропорту после прохождения паспортных и таможенных формальностей. Возможно остановиться в Ходжанте или Ура-Тюбе.
С утра – посещение базара в Ура-Тюбе, покупка продуктов и прожолжение поездки через перевал Шахристан к городу Айни с продолжением к МАТЦ "Алаудин", как было описано выше.
Время в пути практически такое же, как и из Самарканда, и зависит дополнительно еще и от состояния дороги на перевале Шахристан. Но так как эта дорога почти официально считается "дорогой жизни", то ее поддерживают в достаточно нормальном состоянии.
2.3. Другие варианты
В Душанбе можно добраться самолетом с помощью трех авиакомпаний: "Согдийские авиалинии", "Аэрофлот" и "Ист-лайн". Из Душанбе в Фаны дорога идет на север через Варзоб и перевал Анзоб. Ехать надо до поселка Сарвода, там же недалеко поворот дороги на озеро Искандеркуль.
Выше я рассматривал варианты добирательства в район из Москвы. Если группы едут из других городов, нужно уточнять, куда удобнее лететь или ехать, есть ли поездное сообщение с Ходжентом, например, или прямое самолетное с Самаркандом, Ташкентом, Ходжентом и т.д.
В любом случае мы можем встречать группы в Самарканде, Ташкенте, Ходженте, Душанбе.