ВВЕДЕНИЕ
В Советском Союзе альпинизм прочно завоевал признание и любовь широких масс советской молодежи. Его популярность растет с каждым годом.
Этот вид спорта, как никакой другой, развивает и укрепляет высокие моральные и физические качества, характерные для гражданина социалистического государства - героя труда и защитника нашей великой Советской Родины. Недаром говорится: альпинизм - школа мужества.
Советские горовосходители отличаются сознательной дисциплиной и высокоразвитым чувством товарищества, ловкостью, мужеством, хладнокровием, умением быстро принимать в критический момент правильное решение; они обладают исключительной выносливостью и способностью сохранять свои силы в самых трудных условиях.
В царской России альпинизмом могли заниматься лишь-одиночки из наиболее зажиточных слоев населения или лица, профессия которых была связана с путешествиями в горных местностях - географы, геологи, топографы. Лишь при советской власти альпинизм стал действительно массовым видом спорта, пользующимся широкой поддержкой партийных, государственных и общественных организаций.
Все альпинистские мероприятия в нашей стране находятся под строгим государственным и общественным контролем и проводятся под знаком коллективизма, товарищеской взаимопомощи и, прежде всего, безаварийности.
В высокогорном спорте приняты разрядные нормы, устанавливающие квалификацию спортсменов, начиная с III разряда и кончая мастером спорта. Переход из разряда в разряд обусловливается совершением ряда восхождений на вершины определенной категории трудности, характеризующих овладение техникой и тактикой горовосхождений.
Горные вершины Советского Союза, в зависимости от высоты над уровнем моря, крутизны склонов, характера их поверхности и ряда других объективных факторов, разбиты на пять категорий трудности с подразделением каждой категории на А и Б. Так, например, зачетные вершины, восхождения на одну из которых достаточно для получения значка <Альпинист СССР I ступени>, имеют 1-Б категории трудности, а наиболее сложные маршруты, как восхождение на пик Сталина на Памире или траверс (пересечение) всего массива знаменитой Безингийской стены на Кавказе, оцениваются высшей категорией трудности - V-Б.
Сложность вершины устанавливается классификационной комиссией при Всесоюзной секции альпинизма на основании рассмотрения описания, схем, фотографий и других материалов, представляемых первовосходителями. Такая система позволяет достаточно просто и удобно производить сравнительную оценку различных горных районов с альпинистской точки зрения.
К основным горным районам СССР, представляющим наибольший интерес для советских альпинистов, относятся: Памир с высочайшей вершиной Советского Союза - пиком Сталина (7495 м над уровнем моря), Тянь-шань с высшей точкой - пиком Победы (7439 м), Кавказ с двуглавым Эльбрусом (5633 и 5595 м), являющимся высочайшей вершиной Европы. Из этих трех горных районов Кавказ привлекает наибольшее количество советских восходителей.
Неизгладимы в памяти картины его суровой величественной природы. Бурные горные реки, с ревом вырывающиеся из узких ущелий, причудливые водопады, окутанные облаками брызг, прозрачные озера, крутые, поросшие хвойным лесом склоны, одетые серо-зеленым мхом скалы. Голубые изломы ледяных глыб мощного ледопада. Вознесшиеся в небо, застывшие в бездонной синеве, далекие горные вершины.
С наступлением лета тысячи советских юношей и девушек, веселые, шумные, с рюкзаками за плечами наполняют поезда, отходящие на юг. Скорее в горы! Вновь оживают суровые кавказские ущелья, такие тихие и безлюдные зимой. Поднимаются вымпелы, говорящие об открытии альпинистских лагерей. Сотни спортивных групп начинают штурмовать отвесные скалы, острые гребни, ощетинившиеся <жандармами>1, крутые ледовые склоны вершин. Звонкие удары молотка и <пение> крюка, забиваемого в трещину, нарушают холодное безмолвие высокогорья. На ослепительно белых снежных полях появляются цепочки следов. Альпинистское лето в разгаре!
Главный Кавказский хребет разделяется на три части: Западный, Центральный и Восточный Кавказ со своеобразными чертами горного рельефа, климатических условий и оледенения. С альпинистской точки зрения, наиболее интересны Западный и Центральный Кавказ.
Западный Кавказ, простирающийся от Анапы до перевала Чипер-азау, включает в себя такие популярные среди альпинистов районы, как Домбай и Гвандра. Здесь расположены альпинистские лагери добровольных спортивных обществ <Наука>, <Буревестник> и <Красная Звезда>.
Западный Кавказ имеет в большинстве своем относительно невысокие скальные вершины. Его наивысшая точка - Домбай-ульген - достигает 4040 м высоты. Оледенение Западного Кавказа незначительно, климат мягкий, растительность богатая.
Большинство восхождений здесь может быть сделано за 1-3 дня. В этом отношении Западный Кавказ несколько сходен с Альпами.
Центральный Кавказ, простирающийся от Эльбруса до Казбека, резко отличается от Западного. Высота многих его вершин превышает 4100-4300 метров. В этом районе находятся все <пятитысячники>1 Европы и большое количество ледников, из которых некоторые (Безинги, Дых-су, Лекзыр, Твибер и др.) достигают значительной величины. Климат здесь суровее, чем на Западном Кавказе, растительность беднее.
В этом районе сосредоточено большинство альпинистских лагерей. В ущельях Адыл-су, Адыр-су, Цей, Накра расположены лагери спортивных обществ <Локомотив>, <Спартак>, <Искра>, <Химик>, <Медик> и многие другие.
Восхождения на Центральном Кавказе, как правило, более сложны, более длительны и требуют большей затраты сил, чем восхождения в Домбае или Гвандре. Для наглядности достаточно сказать, что на Западном Кавказе есть не более двух-трех маршрутов V категории трудности, а на Центральном Кавказе их более двадцати.
Чисто скальные маршруты (Шхельда, пик Монгольской Народной Республики) являются исключением. Большинство восхождений носит комбинированный характер с преодолением значительных ледовых участков; многие маршруты являются чисто ледовыми или снежными (например, большинство вершин Безингийской стены).
Центральный Кавказ представляет собой как бы промежуточную ступень между <альпийскими> условиями Западного Кавказа и высокогорными районами Тянь-шаня и Памира.
Совершенно особое место среди других высокогорных районов Кавказа занимает Безингийское ущелье, расположенное в середине Центрального Кавказа, где, словно по капризу природы, сконцентрировалось большинство наиболее высоких и труднодоступных кавказских вершин.
Здесь, в наиболее высокой части Главного Кавказского хребта, на северных склонах вершин, покрытых вечными снегами, берет свое начало могучий, протянувшийся более чем на 18 км, ледник Уллу-чиран (Безинги). В его верховьях столпились почти все великаны Кавказа, превышающие знаменитый Монблан в Альпах. Обширные фирновые поля питают ледник. Время от времени на него обрушиваются огромные лавины, срывающиеся с крутых снежных склонов окружающих вершин.
Ледник Безинги является одним из величайших ледников Кавказа. Обе составляющие его ветви - восточная и идущая ей навстречу западная, сливаясь вместе около вершины Катын-тау, текут далее на северо-восток единым мощным ледяным потоком. Немного не доходя до ущелья Мижирги, ледник оканчивается; из громадного грота с ревом вырывается одна из крупнейших горных рек северной части Центрального Кавказа - Черек Безингийский (Черек Тхяхо).
Ущелье Черека Безингийского, или Безингийское ущелье, можно условно разделить на две части, резко отличающиеся друг от друга по своему внешнему виду.
Верхняя часть ущелья - собственно Безингийское ущелье - от его верховьев и до места слияния Черека Безингийского с р. Кара-су представляет собой один из самых величественных и необычных уголков Кавказа. Природа здесь дикая, суровая, краски скупые, растительность бедная. Склоны ущелья круты, каменисты, по дну его бешеным потоком несется Черек Безингийский, с ревом прорывая себе путь в узких теснинах, среди мрачного нагромождения скал.
Здесь нет тех мягких, теплых тонов, того богатства растительности, разнообразия ландшафта, которые очаровывают путника, проходящего по какому-либо из ущелий Верхней Сванетии. Здесь все грандиозно - скалы, ледники, вершины. Но в этой грандиозности, в этой первобытности таится своя величественная прелесть. Нет на Кавказе другого места, производящего столь же сильное и неизгладимое впечатление. Тот, кто хотя бы раз побывал в Безингийском ущелье, никогда не забудет его суровой красоты. Ниже впадения р. Кара-су Черек Безингийский поворачивает на восток. Эта часть ущелья по своему характеру резко отличается от верхней. Сравнительно низкие берега, покрытые густым буковым лесом, сырые луга разительно контрастируют с мрачной тесниной выше Кара-су. Если бы не непрерывный шум реки да не поросшие мхом скалы, порой проглядывающие сквозь чащу леса, то путешественнику могло бы показаться, что он находится не в сердце Кавказских гор, а где-то в лесах Подмосковья.
Верхняя часть ледника Безинги - его восточная и западная ветви - расположена в центральной депрессии, проходящей узкой полосой между Главным Кавказским и Боковым хребтами. Этот высокогорный район имеет сложную геологическую историю и структуру. Еще в юрское время здесь имели место поднятия складок. Позднее, однако, эти поднятия активизировались, и на современную высоту хребет был поднят в результате последних (четвертичных) фаз альпийского орогенеза.
Безингийское ущелье с юга замыкается наиболее высоким участком Главного Кавказского хребта, так называемой Безингийской стеной. В этом участке хребта, по направлению с востока на запад, последовательно поднимаются вершины: Восточная Шхара (5000 м), Главная Шхара (5201 м), Западная Шхара (5057 м), пик Шота Руставели1 (4960 м), Восточная Джанги-тау (5049 м), Западная Джанги-тау (5051 м), Катын-тау (4970 м), Гестола (4859 м) и Ляльвер (4350 м). Эти вершины и образуют Безингийскую стену, протянувшуюся более чем на 12 километров.
Северные склоны стены весьма круты, и лишь на крайнем западе, за Гестолой, крутизна начинает уменьшаться. Сплошной панцирь льда и снега покрывает Безингийскую стену. Почти все восхождения на ее вершину с севера очень сложны. В настоящее время Всесоюзная классификационная таблица так определяет категорию трудности отдельных маршрутов:
Ляльвер с перевала Цаннер - II-А
Гестола через Ляльвер - III-А
Гестола по стене (с выходом на перемычку
Джанги-тау по ребру - IV-Б
Шхара по восточному гребню или с перевала Дыхни-ауш - IV-Б
между Гестолой и Ляльвером) - III-Б
Катын-тау по стене - IV-А
Шхара по северному ребру - V-А
Полный траверс Безингийской стены - V-Б
Каргашильский хребет, отходящий от Главного Кавказского хребта по направлению на северо-восток, окаймляет слева нижнюю часть ледника Безинги и отделяет ущелье Черека Безингийского от ущелья р. Гара-ауз-су (правой составляющей р. Чегем). В этом хребте возвышаются вершины: Салынан-баши (4348 м), Шаурту (4303 м), Тютюргу (4300 м), Джорашты-куршаган (4286 м). Восхождения на них производятся обычно из ущелья Гара-ауз-су. Исключение составляет Салынан-баши, путь на который начинается с запада, от вершины Кель-баши.
Вершины Каргашильского хребта классифицированы следующим образом:
Салынан-баши от Кель-баши - II-Б
Шаурту с ледника Шаурту - II-А
Тютюргу с ледника Тютюргу - I-Б
Джорашты-куршаган с ледника
Булунгу - I-Б
Маршруты на последние три вершины из ущелья Безинги не классифицированы и, вероятно, являются более сложными, чем из ущелья Гара-ауз-су.
Севернее Главного Кавказского хребта проходит Боковой хребет. В районе Безингийского ущелья он имеет форму пологой дуги, обращенной выпуклостью к Главному Кавказскому хребту и образует второй колоссальный горный массив, не уступающий по протяжению и высоте Безингийской стене.
Боковой хребет сильно расчленен. Гребни, ведущие к вершинам, изобилуют <жандармами>, перемежающимися глубокими провалами. Хотя и здесь преобладают лед и снег, однако, в отличие от Безингийской стены, протяженность и сложность скальных участков значительно больше. Многие маршруты носят уже комбинированный характер, а некоторые из них (например, Дых-тау с юга, Мижирги от перевала Селлы) являются в основном скальными.
В Боковом хребте последовательно поднимаются вершины: Миссес-тау (4421 м), Главная Дых-тау (5198 м), Восточная Дых-тау (5158 м), пик Пушкина (5100 м), Западная Мижирги (4928 м), Восточная Мижирги (4918 м), Крумкол (4676 м), Коштан-тау (5145 м), Тютюн-баши (4550 м), Герты-баши (4437 м) и ряд безыменных пиков высотой около 4000 метров.
Участок хребта от Миссес-тау до Коштан-тау представляет собой исключительную по величию и красоте стену, не менее трудную для траверсирования, чем Безингийская стена. Вершины этого массива весьма сложны для восхождений и с давних пор привлекали внимание лучших альпинистов. Лишь две из них, а именно Миссес-тау и Крумкол, сравнительно доступны, да и то при восхождении на них с юга, остальные значительно сложнее.
В настоящее время вершины Бокового хребта классифицируются, следующим образом:
Миссес-тау с севера
(от Миссес-коша) - IV-А
Миссес-тау с юго-запада
(по кулуару) - III-А
Дых-тау по северному гребню - IV-А
Дых-тау по западному гребню - IV-Б
Дых-тау по южному гребню - IV-Б
Траверс главной и восточной вершин
Дых-тау - V-А
Мижирги с юга (по кулуару) - IV-Б
Коштан-тау по северо-восточному гребню - IV-Б
Коштан-тау по южному гребню (с ледника Тютюн) - V-А
Коштан-тау по восточному гребню - V-Б
Полный траверс массива от Дых-тау или в обратном направлении - V-Б
От Коштан-тау на север отходит отрог Бокового хребта. В нем поднимаются вершины: Кундюм-мижирги (4880 м), безыменный пик высотой 4500 м, Уллу-ауз-баши (4679 м), Укю (4346 м) и несколько безыменных вершин высотой около 4000 метров. Вершина Кундюм-мижирги не классифицирована. Вершины Уллу-ауз-баши (III-A категории трудности) и Укю (III-A) принадлежат к ущелью р. Думала, впадающей справа в Черек Безингийский, несколько выше поселка Советский. К северо-востоку от Уллу-ауз-баши, в стороне от отрога, находится вершина Думала-тау (4557 м) II-А категории трудности.
Главный Кавказский хребет соединен с Боковым хребтом перемычкой, вытянутой с юга на север, - от Шхары до Мижирги. Эта перемычка образует водораздел между бассейнами ледников Безинги и Дых-су. В ней возвышается вершина Башха-ауз-баши (4 552 м, II-Б категории трудности). На севере эта перемычка упирается в южный склон Западной Мижирги.
Понятен тот исключительный интерес, который представляет рассматриваемый нами район для альпинистов. Достаточно сказать, что из восьми <пятитысячников> Кавказа шесть расположены в районе Безингийского ущелья. Здесь сосредоточено больше маршрутов высшей категории трудности, чем во всей остальной части Центрального Кавказа. Многие из этих маршрутов еще никем не пройдены. Восхождение в Безинги под силу лишь опытным, тренированным альпинистам с квалификацией не ниже II разряда.
В Безингийском районе еще не совершалось однодневных восхождений. Маршрут на любую из основных вершин (Дых-тау, Коштан-тау, Мижирги, Шхара и др.) требует большой затраты физических сил, так как преодоление технически сложных участков происходит на высоте 4500-5000 метров. Готовясь к восхождениям на вершины Безинги, следует особенно тщательно подбирать снаряжение и питание, особенно внимательно изучать предстоящий маршрут. В еще большей степени это относится к таким сложнейшим мероприятиям, как многодневные траверсы целых массивов.
Такие труднейшие маршруты, как траверс Безингийской стены или массива Дых-тау - Коштан-тау, требуют специфической тактики, железной выносливости и отработанной техники, умения продвигаться в быстром темпе при любых условиях погоды. Эти сложные маршруты, оказавшиеся не под силу лучшим буржуазным альпинистам, были, с успехом пройдены советскими альпинистами.
Вдохновляемые заботой партии и правительства, поддерживаемые общественностью, альпинисты Советского Союза всегда стремились и стремятся не к личной славе, а к достижению выдающихся успехов во славу своей великой Родины.
Много сил и труда вложили альпинисты в освоение Безингийского района. Более двух десятилетий (с небольшим перерывом) исследуют они труднодоступное Безингийское ущелье. За эти годы советскими альпинистами совершены восхождения на все вершины района, пройдены все перевалы, ведущие в ущелье. Однако ежегодно вновь и вновь приезжают сюда новые группы сильных, тренированных молодых спортсменов. Их влечет сюда необычайное величие этого красивейшего уголка нашей необъятной Родины; их влечет сюда желание помериться силами с грозной природой, пройти неизведанными маршрутами, добиться новых спортивных успехов на этом грандиозном высокогорном <стадионе>.
В настоящей книге описывается история альпинистского освоения вершин Безингийского района, где автор совершал восхождения в 1933, 1935, 1936, 1937, 1940 и 1948 годах.
© Б.А.Гарф, http://climb.com.ua/aboutbook.php?id=146