уллутау, ущелье адырсу, описание маршрутов, альпбазы, альпинистская тусовка

Старая версия сайта

Алаудин
  Артуч
  Джайлык
  база   полезное   тусовка   фото   маршруты   форум
 [ искать ]
логин:

пароль:

запомнить    [вход]

Объявления:

Заказ и оформление пропусков в погранзону
ПРОГРАММЫ ПО АЛЬПИНИЗМУ НА 2022 ГОД
Банковские реквизиты базы Уллутау
РАСЦЕНКИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В УЛЛУ-ТАУ. 2023г.
подробнее >>

Рекомендуем:

Библиотека:

А. А. Авакян. В ЦЕНТРЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА НАЙДЕН ДРЕВНИЙ СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Б.В.Беднов, С.В.Пономарев, ФиС 1985г.. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК
Феликс Кривин. Первая любовь
Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д.. По Дигорскому ущелью.
Затуловский Д., Красавин Л.. Дни на Памире

21.06 19:50,  Sid_ov
ИЮЛЬ.ЖАРА. ДВА РЮКЗАКА,

Ullutau.ru - экспорт новостей Экспорт новостей в формате RSS 2.0
Ullutau.ru - читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте

Наши друзья

Полезное / Официальное

официальное ] [ новичкам ] [ снаряжение ] [ медицина ] [ женский альпинизм ]

НА ДАЛАР ПО ВАРБУРТОНУ

-Ну что, палатку на маршрут берем? - спрашивает мой напарник Денис.
-Э-э… подумать надо.
-То есть, не берем...
А какой смысл тащить палатку, если в знаменитой книжке Пал Палыча Захарова с описаниями маршрутов на Далар написано, что «мест под палатку на стене нет, а ночевки только сидячие или висячие там, где застанет ночь»…

МОКРАЯ «ШЕСТЕРКА»
Мы с напарником Денисом собираемся на Далар по бастиону северной стены. В графе классификатора «первопрохождение» указана заморская фамилия Варбуртон. Еще в советские времена его прошла связка в составе нашего Валентина Граковича и американца Майкла Варбуртона. То первопрохождение закончилось не очень удачно: уже пройдя стену, Варбуртон сорвался под самой вершиной и получил травмы.
Линия Варбуртона считается сложной относительно других, и мне давно хотелось посмотреть, что за маршрут пролез американец с опытом восхождений на Эль-Капитан на нашей, советской, стене. К слову, в Узунколе есть еще один интересный “буржуйский” маршрут – на пик Шоколадный по юго-западной стене – еще в прошлом году это была «шестерка», а теперь ее «раздели» до 5Б категории сложности. Впервые маршрут прошли в 1975 году французы. Его небольшая протяженность в 500 с лишним метров компенсируется довольно высокой - по кавказским меркам - технической сложностью. Маршрут изрядно подпортили наши соотечественники, наколотив шлямбурных крючьев, в то время как первовосходители - Рамон Деспье и Жан-Поль Барокка - прошли его с так называемой натуральной страховкой, а потом долго извинялись за оставленные на стене два крюка. Этим летом нам с Денисом удалось пролезть стену Шоколадного со второй попытки. Наше первое поползновение пресек дождь, а второе было удачным, после чего мы посчитали себя достаточно готовыми к Варбуртону.
Бастион северной стены Далара представляет собой более чем полукилометровую мрачного вида стену с черными потеками, вырастающую прямо от ледника Большой Кичкинекол. Стена крутая, местами с отрицательным уклоном - иногда, глядя вниз, видишь на леднике место, с которого стартовал. С верха бастиона стекает небольшой водопад – поэтому скалы на маршруте постоянно скользкие и мокрые. Из-за северной экспозиции стена мало освещается солнцем, и скалы просто физически не успевают просохнуть, а ночью покрываются натечным льдом. Вот такая «мокрая шестерка»!

ЗАПУСТИТЬ ЦЕПЬ СОБЫТИЙ
Собираемся. Постепенно перед нами вырастает куча железа и всяких вещей. Денис с сомнением смотрит на нее:
-Да-а-а, это еще без кошек и ледовых инструментов…
…Уезжая этим летом в альплагерь «Узункол», я даже и не мечтал, что полезу на Варбуртона. Как и в прошлом году, мне пришлось ехать в горы в гордом одиночестве и искать компанию на месте – запустить цепь событий без лишних мыслей! В этом году в ущелье Узункол проходил Чемпионат России в классе скальных восхождений, на который я напросился поехать волонтером – поработать на благо российского альпинизма и заодно сходить что-нибудь стоящее. Прошлогодний метод снова оправдал себя: удалось посетить почти все маршруты, какие я хотел. Мне очень везет на людей, не обремененных предрассудками, готовых идти на сложную гору с практически незнакомым человеком. Я даже заметил, что такой элемент авантюризма доставляет мне удовольствия не меньше, чем сами восхождения. Мне удалось сходить три маршрута 5Б категории сложности, оказавшихся не такими уж и страшными. После них очень захотелось попробовать, что же собой представляет эта самая “шестерка” и, особенно, узнать, как такое возможно - “лазание сложное, зацепок нет”. Как это возможно: «зацепок нет», а «лазание» есть? Парадокс! И вот мы с Денисом готовимся лезть на Далар по Варбуртону…
Посетив столовую, выползаем из лагеря после 12. Видать, у нас на лице было написано, что мы идем совершать нечто героическое. Какой-то ненашенский мужик спросил с характерным акцентом:
-Кутта собборалися?
-На Далар.
-По каккой маршшрют?
-По Варбуртону, - говорю, ибо с недавних пор придумал, что негоже называть горы и маршруты на них “пятерками бэ”, “шестерками” и т.д.
-Шэссьтьорка?, - мужик попался осведомленный.
-Да, - отвечаю небрежно, будто только и делаю, что «шестерки» хожу.
Подход под северные стены Далара проходит через ущелье реки Кичкинекол. Кажется, каждый камень тропы уже знаешь в лицо. Когда выходишь из хвойного леса, гора еще не видна. Из-за угла высовывается край восточного плеча Далара. Постепенно открывается вид на весь массив. Огромная черная гора как будто висит над зелеными лугами с мирно пасущимися коровами. Поражает контраст между пасторальным ландшафтом и мрачными стенами. Невольно в голове возникает мысль: как же будет хорошо, когда мы спустимся с горы!

НАПЕРЕГОНКИ С СОЛНЦЕМ
Будильник просигналил 4 утра. Пересекли ледник, вошли в так называемый «рантклюфт». Этим немецким словом называют расщелину между скалами и телом ледника. Когда до стены остается несколько метров, в кулуаре между ребром Степанова и нашим бастионом началась «война» - камни полетели как раз туда, где мы только что прошли. Но мы уже вышли из зоны бомбардировки и, «зацепившись за скалу», полезли. Первые веревки окончательно развеяли мои фобии, порожденные описанием. По моим представлениям, маршрут 6А должен быть суровее.
Первую половину дня Денис лез первым, а я тащил по перилам баул с нашими пожитками. Восхождение в двойке считается более спортивным из-за того, что почти тот же груз, что и при работе полной командой, ложится на двух человек. “Психологическую полку” в начале маршрута, категорированную в захаровском описании как VI+ и «предельно сложное лазание», Денис прошел на «раз»; я же действительно испытал пару “психологических” моментов, слетев под карниз вместе с нашим вещевым мешком.
В 16-00 мы сменились. Первой веревкой мне достался неприятный участок, заливаемый водой и покрытый какой-то скользкой гадостью. Пришлось пару раз встать в лесенки. Все бы хорошо, да только светлого времени осталось немного. Эльбрус, стоящий напротив нас, освещается заходящим солнцем. Куда только подевалось время? Я лез наперегонки с солнцем, которое, в отличие от меня, хорошо знало свой маршрут, и методично уходило на запад, оставляя нас в сумерках на северной стене.

ПОЛУСИДЯЧАЯ НОЧЕВКА
Уже в темноте выполз на какое-то подобие полки. Веревки хватило впритык. «Моя» полка представляет собой наклонную плиту: сидеть можно, но чуть заснешь – сразу начинаешь сползать вниз. Однако жить можно. Главное, здесь сухо. Либо мы ушли из-под льющейся с верха бастиона воды, либо температура упала, и водопад замерз. Воды нет. Весь день мы не знали, куда от нее деться, набрать еще бутылку не дошли руки, и теперь у нас всего пол-литра жидкости! Что ж, и это не фатально…
На жумарах (зажимах для подъема по веревке – Н.Б.) снизу подошел Денис с баулом. Но через мгновение светлое пятно фонарика улетело слева направо куда-то в темноту: снизу донеслась приглушенная ругань напарника. Оказывается, там, где я лез, как мне казалось, “прямо вверх”, образовался маятник метров десять. Да, наша «шестерка» богата на “косые от рождения” участки, где у второго появляется гипотетическая возможность с лету рубануться об скалу.
Дальше решили не лезть. Но жизнь продолжается! Развесили наши пожитки, постелили под себя коврики – один под задницу, другой под спину - и начали кипятить свои пол-литра, держа горелку прямо в руках. На ужин чай с шиповником и по Сникерсу. Даже от такой порции стало тепло и потянуло в сон. Спальник у нас, как полагается, был один на двоих, да и тот тонкий и легкий – борьба с лишним весом и все такое. Не разуваясь, засунули ноги внутрь него. Быстро заснул, но сон недолог: мерзли ноги, затекала спина. Постоянно съезжал с полки на длину самостраховки. Всю ночь боролись за сохранение равновесия. Уже за полночь нашли шаткий, но все же баланс. Сразу стало тепло и комфортно. Но одно неосторожное движение, и мы снова сползли со своей полочки. С каждым пробуждением Эльбрус освещался все больше. Значит, скоро это безобразие кончится. Вот уже можно разглядеть металлический отблеск “бочек” на южном склоне.
Наше полусидячее-полувисячее положение не вызывало у меня внутреннего протеста; возникшая, было, мысль о том, что в горы больше ни ногой легко подавлялась другой – сам ведь хотел на Далар, тренировался, тратил свои деньги, сам покупал снаряжение и билеты, наконец, сам согласился сюда лезть. Это то, на что ты подписался, жалобы неуместны. Ведь уже меньше чем через неделю эта корявая ночевка станет одним из счастливейших воспоминаний твоей жизни!

ВЕРШИНА
Вышли чуть свет. Пить нечего, поэтому единственное доступное нам развлечение - продолжать лезть. Лез в скальных тапках. Скалы холодные, но терпимо. Через 30 метров вылез на отличную полку, где можно сидеть всей пятой точкой, свесив ноги.
-Мы неудачники! - весело констатировали мы с Денисом, отогреваясь на утреннем солнце, осветившем верхнюю часть стены. Через несколько веревок добирались до воды. Развели в ней шипучую таблетку аскорбиновой кислоты – и вперед! Снова поменялись с Денисом ролями и к обеду вылезли к “ножу” – так называют крутой ледовый гребень, который украшает верх бастиона. Лезть стало проще, но без еды в голову лезли дурные мысли: а зачем по третьему разу ходить на вершину, раз стену прошли?!
После обеда голова прояснилась: оставили под «ножом» лишнее барахло и поднялись на вершину по уже знакомому пути налегке. Ключевым местом в прохождении вершинной башни является так называемая “психологическая стенка”. Звучит страшно, а на самом деле это один из самых приятных участков на всей горе. Здесь сходится добрая половина даларских “пятерок” и “шестерок”. Удивительно, но многие обходят это замечательное место с юга по полкам, по пути спуска. А зря! Люди лишают себя 40 метров приятного лазания по красивой монолитной плите. Нам настолько понравилась эта стенка, что мы пролезли ее дважды – первый раз десятью днями раньше, когда ходили на Далар по маршруту Порохни по Северо-Восточной стене.
Вышли на вершину. Эх, в вершинном туре не нашли ничего кроме записки – а ведь иногда восходители оставляют вместе с запиской плитку шоколада или что-нибудь съедобное для последователей. Это еще что! Вот на вершине замечательной горы Кирпич можно обнаружить настоящие… кирпичи: кто-то не поленился оттащить их на вершину одноименной горы, и теперь с ними охотно фотографируются восходители. На Далар я притащил книжку Пал Палыча Захарова с описаниями маршрутов на эту гору. С этой книжкой я и сфотографировался на вершине! Откуда взялась эта книжка у нас дома – никто толком не помнит, но именно из нее я узнал о существовании Далара и Узункола. Поэтому вся эта затея с книжкой показалась мне очень символичной.

18 ДЮЛЬФЕРОВ ВНИЗ
Мысли, между тем, возвращались к спуску… спуску к еде. Еда все больше становилась навязчивой идеей. Нам совсем не хотелось спускаться по льду к оставленным вещам при свете фонариков, поэтому на вершине не засиживались и уже в сумерках вернулись к месту второй ночевки, которая, на сей раз, была вполне цивилизованная – можно было мерзнуть лежа, не пристегиваясь к веревкам, да еще и вода рядом была. Устроили торжественный ужин из растворимой картошки и лапши. Главное блюдо – сухарики со вкусом черной икры! Опять всю ночь мерзли с видом на Эльбрус.
Спускаться ночью не хотелось – до ледника 18 веревок отвесного спуска. Была вероятность, что начнем засыпать на дюльферах (дюльфер - спуск по висящей веревке – Н.Б.). Опыт ночного спуска у нас имелся. После прохождения маршрута Порохни, мы еще засветло начали дюльферять вниз по стене Далара. Все шло своим чередом, ледник становился все ближе, а наступившая темнота нас не смущала. Но идиллия закончилась на дюльфере №13. Веревки застряли намертво; мы оба повисли на сдергивающем конце, но веревка не шла. Пришлось лезть вверх и освобождать ее. И только после полуночи, перемахнув через бергшрунд, мы таки оказались на леднике, где еще час, в сомнабулическом состоянии, искали свою палатку.
Все - таки самое приятное в альпинизме – это возвращение. Понимаешь, что на какое-то время больше никуда не надо идти, не надо экономить воду и еду, не надо спать вдвоем в одном спальнике. От этого организм впадает в благостное состояние. Какое удовольствие раскидать снаряжение вокруг палатки, не боясь ничего упустить вниз!
И все же надо что-то менять. В следующем году мне хотелось бы изменить традицию последних пяти лет и вместо Кавказа посетить горы Средней Азии. Придется снова “запустить цепь событий”…

НИКИТА БАШМАКОВ

На открытом чемпионате Москвы по альпинизму 2008 года восхождению Никиты Башмакова и Дениса Сушко по бастиону северной стены Далара было присуждено III место в классе технически сложных восхождений. Поздравляем Никиту и Дениса с бронзовыми медалями!