В таких случаях далеко не всегда возможно организовать спуск пострадавшего по наиболее безопасной схеме, так как это описано в первой части
(см. http://www.risk.ru/users/fedor/6788/).
Одна из типичных ситуаций при работе малой группы с ограниченным набором снаряжения - это невозможность организовать две надежных независимых станции для страховки и спуска.
Что делать, если имеющееся снаряжение и рельеф позволяют организовать только одну станцию?
1. Принять все меры к тому, чтобы станция была максимально надежной.
2. Далее возможны два варианта:
2.1. На станции могут работать два спасателя.
? В этой ситуации наиболее безопасный способ спуска - это организация отдельной
страховочной и тормозной системы, аналогично схеме приведенной выше (см. §II,
п.2, рис. 11), только в данном случае необходимо расположить обе системы на одной
станции.
Для предотвращения трения веревок друг о друга и удобства работы спасателей желательно
разнести точки крепления страховочной и тормозной системы.
На рис. 15 показан один из возможных вариантов организации спуска на одной станции.
Рис. 15
2.2. Только один спасатель может работать на тормозной/спусковой системе.
? В этом случае спуск осуществляется на двойной веревке.
? Один из удобных способов организации тормозной системы для спуска на двойной веревке,
это метод удлинения станции с применением устройства типа Reverso или его аналогов,
так как этот способ не крутит веревки (см. рис. 16).
Подробнее о различных тормозных системах
см. http://www.risk.ru/users/fedor/6146/
? При наличии необходимого снаряжения должна быть заранее организована и
размещена на станции аварийная система – мини-полиспаст или реверс
(см. п. 4, рис. 8-9, 11)
? На случай потери контроля над веревкой, спусковая система может быть
подстрахована узлом «автоблок», закрепленным на беседке спасателя
(см. рис. 16).
Петля для «автоблока» делается из 7мм репшнура или нейлоновой оттяжки и
крепится к силовой петле беседки полусхватывающим узлом (см. рис. 16)
Для работы с двойной веревкой обычно достаточно 4-5 оборотов репшнура/стропы
Рис. 16
? Узел « автоблок» надежно держит, достаточно легко сдвигается после нагрузки и
практически не ограничивает свободу движений спасателя.
От «автоблока» легко освободится – для этого надо выстегнуть петлю репшнура из
карабина и узел быстро разматывается. При этом исключен риск потери репшнура,
так как он закреплен на беседке.
? В случае необходимости, такая подстраховка также дает возможность спасателю
ненадолго приостановить спуск и освободить руки для каких либо других
манипуляций. Например, для того чтобы распутать веревки.
? Во всех случаях, когда требуется остановка спуска на продолжительное время
рекомендуется блокировать тормозную систему рифовым узлом (см. рис. 5, 17).
Рис. 17
3. Техника спуска пострадавшего с сопровождающим на одинарной веревке,
аналогична технике спуска на двойной веревке.
Спусковая система также может быть подстрахована узлом «автоблок»,
закрепленным на беседке спасателя.
Для работы с двойной веревкой необходимо 6-7оборотов репшнура/стропы.
Важно!
Спуск пострадавшего с сопровождающим на одинарной веревке, подвергает спускающихся большому риску!
Прибегать к такому спуску стоит лишь в крайнем случае, когда нет других, более безопасных вариантов.
© Федор Фарберов, http://www.risk.ru/users/fedor/6883/