Случайные фото
цветы
Фото сквозь туман
Мамисон
|
|
Фестиваль альпинизма в лицах. Александр Яковенко |
[ добавить ]
|
Уже неоднократно в разной прессе звучали фразы о том, что Чемпионат сейчас очень далек от всей остальной нашей альпинистской среды, что это какая-то замкнутая в себе "элита", какие-то люди, которые для большинства альпинистов остаются всего лишь фамилиями в протоколах и на сайте ФАР.
Поэтому мы решили начать серию репортажей обо всех участниках Фестиваля и его мероприятий.
Это будет серия статей, заметок, очерков, эссе, интвервью... И начинаем мы с главного на данный момент дейстующего лица фестиваля.
Интервью с директором Международного Фестиваля альпинизма УЗУНКОЛ-2008 Александром Яковенко
На вершине Эвереста. 30 мая 2005
Александр, давайте начнем с того, что расскажите немного о себе. Хотелось бы чтобы альпинисты увидели наконец реальных живых людей за теми фамилиями, которые стоят из года в год в судейских протоколах.
Александр Яковенко: немного о себе:
КМС по альпинизму с 1981 года, инструктор 2 категории, занимался альпинизмом в г.Иркутске. Был председателем федерации альпинизма Иркутской области и директором городского клуба альпинистов, созданный в 1985г. и который успешно работал более 10 лет, потом я переехал в г.Москву, где и живу сейчас. Участвовал в чемпионатах СССР и РФ по альпинизму. 11 раз был на семитысячниках Союза, в 1991г. на Аконкагуа (одна из первых экспедиций РФ в Аргентину) и конечно тогда поехали на ФицРой – одна из интереснейших экспедиций по тем временам – начала 90х. В 1991 году восхождение в составе первой Российской экспедиции (первопрохождение) на ЧоОйю по СВгр. под руководством Ефимова С. 1994 год экспедиция на Эверест с севера (со стороны Тибета) – я уже как организатор такого мероприятия. Экспедиция проводилась осенью, что само по себе уже «героизм», дойдя до высоты 8500 и проведя там две ночи, поняли что надо уходить, а то пополним длинный список «покорителей» Эвереста. Весной перед Эверестом – МакКинли (Аляска).
В Иркутске всегда много времени уделялось круглогодичной подготовке альпинистов, тем более что там имеются «свои» горы. Это Восточный Саян и с конца 80х – хр.Кодар. Обязательным условием для альпинистов – это участие в соревнованиях по лыжным гонкам. Соревнования проводились и проводятся на длинных дистанциях 50-100км. Я даже не удивляюсь, почему именно из Иркутска появилась первая русская женщина, взошедшая на Эверест. Катя была явным лидером среди альпинисток России начала 90х и очень приятно, что я был с ней знаком достаточно близко. Жаль, что случилось с ней при восхождении на Канченжанге, кстати, в туже осень 94го.
Раньше было очень интересно поехать за границу тем более в высокие горы. Теперь мы, по другому воспринимаем поездку в экспедицию, система отбора и доказательств, что ты имеешь право участвовать в подобной экспедиции отпала сама собой. Хотя некоторые команды и сегодня ставят основным условием участия в экспедиции круглогодичную подготовку и всесторонние показатели технической и физической подготовленности спортсменов.
В Москве, после прыжка с парашютом на Северный полюс (это был первый прыжок в моей жизни с парашютом – одна из моих мечт) в 1997году, я занялся парашютным спортом. Парашютный спорт – весьма увлекательное занятие, особенно когда нет времени на длительные экспедиции. В перерыве я еще занялся подводным плаванием – стал дайфмастером (это как бы совмещая полезное с приятным, учил своих детей плаванию). Самое интересное - научился, опять же благодаря детям, скакать на лошади. Даже участвовал в соревнованиях по конкуру.
В 2005году восхождение на Эверест, со стороны Тибета. Работа в составе Президиума Федерации альпинизма после избрания Волкова А. президентом. Я поддерживаю изменения, которые Андрей вносит в работу президиума и федерации в целом.
Насколько я знаю вы помимо альпинизма занимаетесь бейсом. И у вас уже 15 бейспрыжков. Что вы со своей стороны можете сказать о нем. Насколько бейс близок к духу альпинизма?
АЯ: Находясь на стене, совершая восхождения, всегда было желание, как-то упростить процесс спуска. Научившись прыгать с парашютом, благодаря помощи Розова, удалось совершить ряд прыжков в Италии и Франции со стен различной высоты. Что такое бэйс?..... когда ты стоишь на краю скалы без страховки и самостраховки мозг «альпиниста» взрывается, но дальше происходит еще один взрыв, когда мозг «парашютиста» начинает судорожно соображать, что высота намного меньше допустимой для осуществления обычных прыжков. Нет запасного парашюта, хотя он и не пригодится – очень маленькая высота для его использования. Эти факторы дают возможность ощутить другое измерение пространства, своеобразная «Матрица» - я бы сказал. Ощущение альпиниста, прошедшего маршрут и стоящего на вершине, чем-то сравнимо. В любом случае это не передаваемые ощущения, но это и серьезная работа внизу по отработке каждого прыжка, укладке единственного парашюта. Зачастую на место прыжка нужно добраться с применением альпинистской техники.
Розов, совершая технически сложные восхождения, даже в составе мастерских команд, осуществляя прыжок с края стены – демонстрирует возможности альпиниста и парашютиста в самом их наивысшем состоянии мастерства и подготовленности. Это серьезные и технически непросто выполнимые мероприятия. Это отдельная спортивная дисциплина, которая находится в начале пути своего развития. Я надеюсь принять участие в одном из таких мероприятий еще не раз. Очень интересное воссоединение альпинизма и парашютизма в их максимальном техническом развитии.
Александр, все знают что вы много лет возглавляли судейскую коллегию. Это в общем, то достаточно кропотливая бюрократическая работа, в отличие от нынешней вашей должности Директора Международного Фестиваля альпинизма, где уже требуется колосальнейшая масса энергии. Не пугает вас такая ответственность?
АЯ: Фестиваль альпинизма, который мы будем проводить летом в Узунколе обещает быть (мы приложим Максимум усилий для этого) очень интересным и увлекательным мероприятием как спорта, так и альпинизма в частности. Безусловно, это будет зависеть от активности всех альпинистов, желающих принять участие в мероприятиях, проводимых в рамках фестиваля. Мы планируем заложить базовую форму проведение фестиваля альпинизма, который будет проводиться ежегодно. Пусть меняется место проведения, но праздник альпинизма, когда альпинисты имеют возможность встречи, общения и своеобразной «тусовки» для выражения своей технической и физической подготовки, мы постараемся заложить и закрепить. Насколько это серьезная ответственность, время покажет, но у нас есть все для того чтобы это выполнить. Необходимо изменить отношение к соревнованиям альпинистов не только окружающих нас людей, но и самих альпинистов.
На сколько вообще на ваш взгляд социально значимо проведение такого Международного Фестиваля альпинизма? Нужен ли он вообще? Ведь есть мнения, что лучше эти средства, которые выделяются на Фестиваль, потратить на ремонт альпбаз, закупку для них нормальных раций, реорганизацию спасфонда и т.д.
АЯ: Мы проводим Фестиваль альпинизма, в рамках которого будут проходить Открытый чемпионат по альпинизму, Открытый Женский Кубок по альпинизму и приглашаем всех желающих принять в нем участие. Перейдя в ранг международных соревнований, альпинизм получит возможность выступать в спорткомитете как федерация, имеющая соревнования международного ранга. Ледолазание давно перешло в ранг международных соревнований и у нас есть непосредственная возможность войти в олимпийский вид спорта. Все это безусловно способствует развитию массовости и популяризации наших любимых видов спорта.
Изменения в форме и регламенте соревнований, которые будет интересны и иностранным альпинистам, позволят привлечь к этим мероприятиям пиар-средства и спонсоров, что поднимет их рейтинг и статус. Все это позволит привлечь людей в горы и само по себе будет способствовать улучшению материальной базы альп.баз и организаций, занимающихся проведением альпинистских мероприятий.
А как может повлиять проведение Фестиваля на развитие инфраструктуры горного района, в котором он проводится?
АЯ: Только в положительную сторону. Мы проводим мероприятия с соблюдением необходимых мер безопасности, привлечением средств телевидения и журналистов различных уровней. Это само по себе прецедент для района, в котором проводится фестиваль. Проводим совещания на уровне руководителей, министерств и департаментов субъектов Российской федерации, что уже привлекает внимание местных чиновников и людей, проживающих в районе проведения фестиваля. На фестиваль приезжают спортсмены из различных городов и областей не только России, но и других государств, это тоже развитие популярности района.
Кстати, благодаря нашему совещанию в Черкесске, достигнута договоренность с филиалом Мегафона об установке в районе альпбазы телефонной вышки, для организации связи в районе. Сотовой связи в этом районе, на сегодняшний день нет. Надеемся, что администрация Республики изыщет средства для обустройства дороги к альпбазе.
А не повлияет ли на ваш взгляд уход в такую массовость, как Фестиваль, на спортивную составляющую Чемпионата?
АЯ: Не повлияет. На чемпионатах в рамках фестиваля, будут созданы условия для участия в соревнованиях спортсменов различного уровня подготовки. Мы имеем для этого достаточно квалифицированный состав и организаторов и судей.
К участию в спортивных мероприятиях Фестиваля сейчас приглашаются иностранные альпинисты. Но все мы знаем, что их системы правил и соревнований в горах очень сильно отличаются. В частности наши разрядные требования к допуску к соревнованиям мы не можем к ним применить. Как ФАР собирается решать эти проблемы? Это вопрос похоже является животрепещущей темой, которая многих волнует.
АЯ: Все наши мероприятия будут проводиться в соответствии с правилами проведения альпмероприятий в России. В случае с иностранными альпинистами будем находить компромисс, каждый случай рассматривать персонально. Не думаю, что это будет какой то неразрешимой проблемой. Будем исходить из реальной ситуации, учтем проблемы (если они будут) наших спортсменов и конечно же наших гостей.
Вообще какие в целом вы видите перспективы развития идеи Фестиваля. В каком ключе он должен проводиться?
АЯ: Чтобы фестиваль дальше развивался и жил, необходимо чтобы он был кому-то нужен. Это будет зависеть от нас всех, как от участников, так и от организаторов. Мы должны постараться, чтобы он был интересен, но мы должны сознавать и видеть, для кого он проводиться. Фестиваль – это живой механизм, который обязан учитывать все изменения происходящие вокруг. Сегодня необходимо показать всем и самим в частности, что альпинизм это интересное, увлекательное занятие, способное заинтересовать зрителя. Нам есть, что и кого показать!! Мы постараемся, чтобы участники имели возможность показать максимум того, чем они обладают и владеют, в физическом и техническом плане.
Ну и напоследок. Что бы вы сами хотели от себя сказать всем участникам Фестиваля?
АЯ: Всем удачи, погоды… интересных соревнований и восхождений. Желаю всем организаторам успехов, чтобы ваши усилия не были потрачены напрасно. Соответственно, чтобы участники получили удовлетворение от проделанной работы. Безусловно, мы ждем от всех своих пожеланий и искреннюю заинтересованность в проводимых мероприятиях.
© Ирина Морозова,
alpfederation.ru
|
|
|
|