уллутау, ущелье адырсу, описание маршрутов, альпбазы, альпинистская тусовка

Старая версия сайта

Алаудин
  Артуч
  Джайлык
  база   полезное   тусовка   фото   маршруты   форум
 [ искать ]
логин:

пароль:

запомнить    [вход]

Объявления:

Заказ и оформление пропусков в погранзону
ПРОГРАММЫ ПО АЛЬПИНИЗМУ НА 2022 ГОД
Банковские реквизиты базы Уллутау
РАСЦЕНКИ НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В УЛЛУ-ТАУ. 2023г.
подробнее >>

Рекомендуем:

Библиотека:

А. А. Авакян. В ЦЕНТРЕ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА НАЙДЕН ДРЕВНИЙ СВЯЩЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Б.В.Беднов, С.В.Пономарев, ФиС 1985г.. ТЕПЛИ, ДЖИМАРАЙ, КАЗБЕК
Феликс Кривин. Первая любовь
Агибалова В.В., Жданов Г.В, Иванов В.Д.. По Дигорскому ущелью.
Затуловский Д., Красавин Л.. Дни на Памире

21.06 19:50,  Sid_ov
ИЮЛЬ.ЖАРА. ДВА РЮКЗАКА,

Ullutau.ru - экспорт новостей Экспорт новостей в формате RSS 2.0
Ullutau.ru - читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте читать новости сайта Ullutau.ru на яндекс.ленте

Наши друзья

Пользователь Ludmila

О пользователе  |  Творчество  |  Фото

Хибинский блюз

Вот она началась долгожданная, полная неизвестности поездка в Хибины...

Два года я себе говорила - много работы, не подходящая компания и т.д. Короче, находила множество причин и отговорок, чтобы не ехать, хотя желание было большое. А тут альпсборы... архангельских... И начались долгие два месяца подготовки - тренировки, подбор снаряжения, сбор информации о районе - все-таки не куда-нить, а за полярный круг!

Замучила продавцов магазинов, коллег-друзей-альпинистов, только вернувшихся оттуда...

А как было страшно ехать в полную неизвестность, одной в поезде, практически в незнакомую компанию. Хотя такое чувство страха свойственно каждому из нас, но больше всего я боялась не вписаться в коллектив...

А-а-а, я же не нашла себе снегоступы!!! Ну и ... с ними... Как-нить прорвемся!

Я не отличаюсь особыми лошадиными характеристиками, да еще за месяц до поездки подхватила тяжеленький грипп, поэтому очень боялась быть обузой для команды на маршруте. Но безумно мечтала совершить хотя бы одно зимнее восхождение, хотя бы единичку! Мне это было очень надо, чтобы понять себя и прочувствовать, на что я способна. Дело в том, что каждый раз по приезду в горы мое слабое горлышко меня подводило, и приходилось пару-тройку дней лечить непослушный простуженный организм, да и после Эльбруса оба раза температура поднималась. Поэтому к выбору снаряжения пришлось подойти с особой тщательностью...

По приезду выяснилось, что жить мы все-таки будем в палатках у подножья Тахтарвумчорра на берегу замерзшего озера в окружении полутораметрового слоя снега и невысоких, с причудливыми изгибами карельских берез. И это когда на улице температура опускается ночью до 15-20 градусов мороза!!!

У поезда меня ждал Дима Чернышов, с которым я познакомилась летом в Уллу-Тау, и который меня держал в курсе событий. Мы взяли такси и поехали в Детскую спортивную школу Апатит.

Как здорово попадать в новые места, знакомиться с новыми людьми - это и есть настоящая жизнь, жизнь, наполняя новыми необычными событиями, интересными, энергичными, целеустремленными людьми.

А, да, я же наконец добралась до Апатит!!! Да здравствует север, да здравствуют горы, да здравствует зима!!! УРА!!!

Обед в школьной столовой да еще и по ценам советского прошлого в окружении небольших торнадо в виде учеников младших классов - на удивление приятное, веселое и давно забытое ощущение.

Ну вот, наконец-то закупили продукты, нашли газель, способную перевести наши бесконечные рюкзаки, лыжи и при всем этом обилии грузов не забыть про нас... Выезд в 14:00 - слышится командирский голос главного командующего - Михаила Васильевича Ишутина.

До сих пор в сердце сохранилось чувство уважения к газели, которую забили рюкзаками, телами и прочим барахлом под самую крышу. Как она вообще после этого с места стронулась до сих пор понять не могу.

Горы нас встретили не очень-то дружелюбно... Снегопад и сильный ветер пытались помешать добраться до места организации базового лагеря. Спасибо ребятам-спасателям, которые, несмотря ни на что, прорывались на своих буранах через бесконечные сугробы крайнего севера с горой нагруженными на сани рюкзаками и нашими телами, буксирующих двух наших отважных лыжников.

Затем нас ждало еще одно испытание - переправа по обледенелым камням через речку Вудъяврйок. Последний рывок в 200 метров по колено в снегу с рюкзаками - и мы на месте. Осталось пару часов светового времени, чтобы успеть поставить палатки.

Первый ужин на горелках, первая ночевка в зимних условиях... Вечером хорошо - лампа прогрела палатку, согрела тело и душу. К утру безумно замерзли ноги, на стенках слой инея, при малейшем неаккуратном движении - снегопад за шиворот!

Утро - надо выбираться из палатки, согреваться, собираться. Сегодня у нас учебные занятия - восхождение (для некоторых - первое в жизни) 1б по восточному гребню на вершину Тахтарвумчорр.

Меня определили в группу разрядников во главе с инструктором Валерием Геннадьевичем Прокловым. Теперь на предстоящие 11 дней моими верными друзьями-товарищами стали Дима Чернышов, Витек (наш самоотверженный завхоз), чуть позднее присоединившиеся Сергей Синяков, спасатель Кировского КСС и в последствии мой напарник по связке, и не устающий шутить Дима Шпилевой.

И так, 1б... Тропить, естественно, пошла наша группа разрядников. Пробираться, периодически почти по пояс проваливаясь в снег, через больше похожий на высокий кустарник березняк - занятие не для слабых. Через пять минут после начала движения начинаешь понимать, что нагрелся на несколько холодных ночей вперед, а по телу бегут как весной по улицам нескончаемые ручейки пота...

Еще в лесу начинаем понемногу набирать высоту. Проходит полчаса (если вообще возможно контролировать время, когда все мысли заняты дыханием и движениями непослушного после долгой сидячей работы тела), и мы на склоне.

Ровный, покрытый слоем снега с редко выступающими камнями и верхушками карликовых деревьев, склон примерно 30 градусов открывал доступ к мрачно проглядывавшим сквозь снежную мглу скалам. Не очень хорошо помню, как прошла этот участок, - мысли о дыхании и движениях занимали все мое существо. Правда, я все-таки засняла на камеру, идущую на не очень большом расстоянии от нас группу новичков.

Скалы Хибинских гор - это отдельная тема для разговора. Прочные и при этом местами крошащиеся, с трещинами, покрытые мхом, льдом и изморозью, суровые, но притягивающие, они позволили нам в последствии сделать все задуманное, подсказывали, помогали, укрывали от ветра и не разу не пригрозили, не припугнули.

Все собрались, надели кошки - без них и без ледовых инструментов даже летом в Хибинах приходится тяжко, послушали некоторые напутствия инструкторов, попробовали в работе закладные элементы и продолжили свой нелегкий путь, то – проваливаясь в глубокий рыхлый снег, то – с болью в сердце скребясь кошками по камням, то – вгрызаясь острыми когтями и клювами в лед. Ветер по мере нашего продвижения вверх все усиливался, но на удивление при минусовой температуре не был ни холодным, ни пронизывающим. Видимость тоже продолжала ухудшаться. Впоследствии оказалось, что эти три-четыре дня был буран.

Вот и первые перила. Пристроилась выпускать новичков... Снег сыпал отовсюду, при первой же возможности пытаясь прорваться под одежду, но почему-то это было приятно.

Наконец мы на гребне. Решили потренироваться двигаться в связках. Ветер такой, что при ходьбе периодически теряешь равновесие - сдувает. Первые уже, наверно, подходят к вершине. Очень тяжело, видимость плохая, тело кричит от усталости и непривычки к таким издевательствам, хочется есть... у меня же в рюкзаке спасительная шоколадка!!! Делюсь с Димкой, который связан со мной 10-ти миллиметровой веревкой. Появилось второе дыхание. Продолжаем медленное, но верное движение вверх по гребню к первой долгожданной вершине в условиях зимнего восхождения.

Наверху, к сожалению, в этот день не удалось разглядеть окружающий ландшафт - все из-за того же бурана. Вершина представляла собой обширное плато с выложенным из камней туром - единственным не белым предметом. Прочитали в честь 100-летия подводного флота стих, правда из-за сильного ветра не все слова можно было разобрать, озябшими руками написали записку, выпили чайку и вниз.

Всего в этот день на вершине побывало 18 человек!

Очень порадовали душу спуски - короткие, ненапряжные снежные склоны, перемещаясь по которым мечтаешь, чтобы под рукой оказались горные лыжи.

Традиционные приветствия и поздравления ждали нас в лагере, а также заслуженный ужин и горячий чай.

Неужели я это сделала!!! Ура!!! Мое первое зимнее восхождение!!!

Летом я дала себе слово после одной не очень удачной попытки восхождения, что не буду выходить на маршруты подряд без отдыха... Да-а-а, здесь так расслабляться у меня не выйдет. Завтра идем на двойку!

Утро. Я бужу всех, т.к. к 7 часам опять замерзла. Быстренько завтракаем, залезаем в промерзшие пластиковые ботинки и выдвигаемся по полностью заметенным следам к маршруту "Рога" 2б на Тахтарвумчорр. В этот раз нас было четверо.

За время проведения сборов на этом маршруте побывали практически все участники. Он стал даже одним из многочисленных поводов для шуток. В лагере периодически можно было услышать: "Ну, кому сегодня рога пойдем наставлять?" и т.д., и т.п.

Опять эти сугробы... Подход второго дня дается легче - тело начинает вспоминать, что такое нагрузка и адаптироваться. Небольшой, но, как показалось, очень крутой снежный взлет, и мы под маршрутом. Ой! Ветром унесло какую-то часть гардероба нашего инструктора. На удивление, ее удалось спасти. Сделали станцию. И пока Мишка Носенко пробивался вверх по наклонной полке, наш Валерий Геннадьевич травил веселые байки про теплый Крым, периодически не забывая давать ценные указания и комментарии. Снег по-прежнему не прекращается.

Вот и перила. Ну, что ж, начнем! Да, не легкая это работа - в кошках по камням!

А как Мишка ловко орудует айсбалем и с тщательностью хирурга подготавливает места для закладных элементов.

2Б - и все по перилам... Понятно, что это гора тренировочная, но после летнего Кавказа как-то крутовато. Что же ждет меня на тройках!?

Под конец Мишку сменил Серега, и пока он подготавливал на верху, как потом оказалось, классическую по всем правилам, как на картинках учебников, станцию, мы продолжали слушать безумно занимательные истории нашего инструктора и любоватся видом на Откол.

Вечером нас ждала теплая компания и песни у костра.

Третье утро порадовало долгожданным солнцем. Как же блестит и переливается алмазными искрами снег! Опять подход, опять тропить. Продолжительный траверс с постоянной сменой ведущего, и мы у подножья Откола. Неужели сегодня я иду на тройку. Не верится! Смогу ли?

Жумар – мой надежный друг и товарищ – оказался сегодня незаменимым помощником. Превратив предполагаемую 3а в 4-ку и пройдя до 16 часов только четыре веревки (т.е. меньше половины маршрута) под обильно извергаемые из набежавших облаков хлопья снега, мы благополучно сбежали с маршрута по лавинному кулуару.

Утро. Опять замерзла. Опять всех разбудила. Опять заледенелые ботинки. Опять на гору. День сурка просто. А может остаться в лагере, может пока хватит? А что я весь день буду тогда делать? Мерзнуть? А как без меня отделение, Серега? Их же будет нечетное количество…

Ощущение во время сборов – как будто на работу, обыденную, повседневную. Куда скажут – туда и полезем! Даже толком не знаю, на какой маршрут пойдем. Оказалось, сегодня мы штурмуем Малый Вудьявр из лавинного кулуара по 1-оу контрфорсу (3а). Погода отличная. Солнце, ветра нет. Тело уже совсем привыкло к нагрузкам. Тропа на подходе есть.

Начало маршрута – крутой подъем по кулуару. Идти по такому рельефу, тщательно вбивая при каждом шаге носок ботинка в плотный снег, немного страшновато, т.к. ледоруб до сих пор прикреплен к рюкзаку, а в руках палки-телескопы. Вот и поворот на маршрут. Справа – отвесная стена с множеством вертикальных трещин и каминов, припорошенная снегом, над нами – замерзший водопадик, вокруг все сверкает и искрится в весенних солнечных лучах.

Самым популярным словом на этом маршруте у меня стало «Красотища». Действительно, это было незабываемо! Сначала траверсы по границе между отвесными стенами и крутыми снежными склонами, затем гребень и, наконец, семиметровый ключ. Такие сюжеты я видела только на фото и в крутых фильмах про альпинизм! Масса шуток и положительных эмоций. После длительного мозгового штурма при использовании Димки Шпилевого, его кошек, фифы, айсбаля и самого главного – мозгов, ключ сдался нашим уговорам и раскрыл двери на вершину. Погода, как всегда опять испортилась. Мы радостно заточили сало с шоколадом, запили все это чаем, вспомнили про хохлов и направили наши стопы вниз к перевалу Географов. В лагере нас от всей души поздравили с первой тройкой.

Да, начали возникать мысли о походе в город: аккумуляторы на исходе, ботинки просятся на батарею, да и тело немного подустало, хотя после такого прекрасного восхождения кажется, что море по колено! Что смогу все!

Вечером уходим в город. Там как раз часть наших ребят заканчивает соревнования по скалолазанию в Апатитах.

В тепло попасть, на удивление, оказалось непривычно, жарко и душно. Здесь я думаю немного сократить рассказ, и только упомяну вкратце, что удалось посмотреть апатитский скалодром, погонять по кировским склонам на горных лыжах, попариться в бане спасателей. Решили доставить себе удовольствие и остаться на вторую ночь тоже в городе, а с рассветом рвануть в лагерь, тем более с переводом часов на летнее время мы оказались в довольно выгодном положении.

Пять утра, какие-то слабые попытки встать, бессознательный завтрак, сборы и вот мы уже трясемся в спасательской буханке по дороге к базовому лагерю. «Легкая» пробежка по озеру и мы уже на месте – проснувшиеся, разогревшиеся, готовые к бою. Нас ждет 3А «Кораблик».

Только вот на подходе связка Димок что-то отстала. Наверно был бурный вечер.

Решили в этот раз двигаться одновременно (параллельно) тремя связками. Очень правильное решение, которое дало возможность каждому проявить и попробовать себя. Тем более маршрут оказался очень логичным, хотя местами гребень становился таким острым, что с трудом можно было поставить обе ноги, а с обеих сторон открывались крутые снежные и скальные склоны. При чем гребень этот часто был просто скопившимся среди камней снегом. В одном месте чуть не спустили снежную доску. Наст при передвижении по нему каждому шагу в ответ вторил барабанным гулом.

В конце маршрута нас опять ждал ключ, который поборол наш инструктор. И вот мы снова на вершине. Вторая тройка в зачете! Параллельно с нами по 4-ому контрфорсу маршрут 3Б вела отчаянную борьбу с горой спортивная группа. Нелегко им пришлось на ключах! Глядя на них, мы так и не решились сходить тройку Б.

Опять выползка в город - кончились запасы сухого (нет, не вина) у нашего инструктора. Добрались до Серегиной квартиры в Кировске, сварили супчику, просушились и на следующий день вернулись в лагерь.

Нам осталось два дня. Решили повторить попытку восхождения на Откол.

В этот раз пошли строго по маршруту и вполне быстро и удачно достигли вершины. Больше всего запомнилась станция, организованная лишь с помощью ледового инструмента фирмы, как ее называет Валерий Геннадьевич, "Блек Диамонт", ощущения, возникающие, когда идешь последним.

Остался один день. Погода выдалась настолько чудесная, что казалось, Хибины хотели запомниться нам в своем самом лучшем свете. Решили не портить впечатления и прогуляться с лыжами на "Икс" 2А, а затем спуститься по девственным целинным склонам с вершины, пофотографироваться и просто получить удовольствие. Валерия Геннадьевича отправили на соло-восхождение по параллельному маршруту "Расщелине". Но ему без нас видимо стало очень скучно, так что он, быстренько пробежав ключевой участок, как горный орел, наблюдал сверху за нашим передвижением и, не выдержав гордого одиночества, своим командным голосом порекомендовал нам прибавить темп, и вскоре мы все вместе оказались на единичном гребне.

Солнце грело непривычно тепло, по-весеннему.

На вершине оказалось еще много наших. Наверно ходили на "Рога". Сделали пару рекламных снимков.

Потом под всеобщую поддержку мы надели лыжи и под руководством Сереги спустились к перевалу Географов.

Допоздна песни у костра под гитару - последний вечер в Хибинах, последняя ночевка.

Мороз, яркое солнце. Снимаем лагерь, пакуем вещи. Мы уезжаем... Прощайте Хибины, спасибо вам за все!!! Мы обязательно вернемся!

С переездом нам опять помогли спасатели.

Опять покатались на кировских склонах, попарились в баньке, бурно отметили окончание сборов. Как же спасатели здорово пели под гитару.

Попав вечером на кировскую КСС, я с удивлением обнаружила, что все наши мужчины столпились у тренажеров и демонстрировали свои возможности, так сказать, "лыжами мерились". Неужели ощутили недостаток физухи?!

Первого апреля вечером, словно в шутку, были долгие прощания, проводы и т.д., и т.п. на вокзале Апатит.

Еще раз СПАСИБО вам, Хибины! Спасибо кировским спасателям, спасибо такой замечательной команде архангельских и северодвинских альпинистов за эти незабываемые мгновения, за нескончаемый поток положительных эмоций, за чувство уверенности, за бесценный опыт, за понимание! Отдельное спасибо Валерию Геннадьевичу за умелое и чуткое руководство группой, за веселые байки на маршрутах, за подготовку, за команду!